Философия Г. Лейбница. Монадология

Лейбниц.

Продолжатель идей Платона (объективный идеализм).

Его заслуга состоит в том, что он высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера.

Мир состоит из мельчайших элементов – монад – духовных элементов бытия, которые обладают активностью и самостоятельностью, непрерывно изменяются и способны к стремлению, восприятию и сознанию.

Бог возвышается над телесным миром, являясь его «виновником» и «господином». Создает монады, которые не могут распасться на более простые.

Монада – простая и непротяженная, обладает внутренней энергией (монада – ничто) – живой нуль – живое духовное начало.

В основе любой вещи лежит совокупность монад, которые синхронно действуют и взаимодействуют между собой.

Единство и согласованность монад – результат Богом «предустановленной гармонии».

Чем выше классы монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

1) «Низшие» монады – им присущи лишь смутные представления (в таком состоянии находится неорганический мир и растительное царство).

2) У животных представления постигают ступени ощущений.

3) У человека – ясного понимания, осмысления.

Признавая, с одной стороны, основным свойством монад – деятельную силу, устанавливая энергийную связь между ними, а с другой – защищая идею Бога-творца, Лейбниц через теологию подходит к принципу диалектики.

Отвергая представление о времени и пространстве, как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, которые существуют вне друг друга; а время – как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний тел

Одна из вершин философского наследия Лейбница – его учение об индивидуальной монаде как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной.

Занимаясь логикой, Лейбниц ввел ее рациональную символику, вскрыл строение и законы доказательства как одного из основных приемов рационального познания.

Он является одним из зачинателей современной символической и математической логики.

Ввел некоторые обозначения, которыми пользуются и сейчас.

Все доступные человеку знания Лейбниц делит на 2 вида:

1) истины разума (знания, полученные с помощью разума без практики и опыта)

2) истины факта (знания, полученные из наблюдений и опыта).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: