Социально-философские концепции

Философия Нового времени содержит ряд ценных социаль­ных концепций, среди которых особое место принадлежит кон­цепциям «естественного права» и «общественного договора».Так, Дж. Локк объявляет естественным правом человека его свободу и владение собственностью, приобретенной посредст­вом труда. В работе «Два трактата о государственном правле­нии» он рассматривает первоначальное состояние людей как состояние господства их «естественных прав»: свободы, равен­ства и охраны собственности. Но он, как и Т. Гоббс, считает, что с целью защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора». В «Левиафане» Т. Гоббса государство возникает через общественный договор, чтобы люди не унич­тожали друг друга, так как они по природе все сильны и злы и к ним применим принцип «человек человеку — волк». У Локка на государство переносится лишь часть естественных прав — ради эффективной защиты всех остальных, прежде всего сво­боды слова, веры и собственности. У Гоббса государство есть смертный Бог — Левиафан, оно охраняет мир и благоденствие граждан. Государство это абсолютистское по своему характеру общественное состояние, организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх, способный управлять волей всех людей, направляя ее на внутренний мир и взаимную помощь против внешних врагов'.

Локк развивает учение о разделении властей на исполни­тельную, законодательную и судебную. Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Именно законодательная власть прежде всего определяет порядок и режим, который устанав­ливается в обществе.

Концепции «естественного права» и «общественного догово­ра» разделял Б. Спиноза. У него эти теории получают обоснова­ние не просто через естественную природу человека, но через такое ее качество, как свобода. Спиноза пишет о свободе как праве рассуждать и свободе как праве действовать. «Цель госу­дарства в действительности есть свобода». В то же время он считал, что «общее решение должно преобладать над личным мнением и «изволением своего сердца», иначе в обществе воз­никает произвол2.

Глава V. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: