Природа как предмет философского анализа

Природа и жизнь исследуется многими науками.

Особую роль здесь играет философия, т.к. она изучает наиболее общие законы и принципы организации природы и жизни, а также проблемы их взаимовлияния. Уяснение взаимосвязи природы и общества имеет важное значение для формирования оптимального их взаимодействия.

Понятие “природа” употребляется в широком и узком смысле слова. В узком смысле слова природа — это земная среда обитания человека. В широком смысле слова под природой понимают весь окружающий нас материальный мир. В этом смысле она выступает синонимом Вселенной.

Земная среда обитания человека или географическая среда включает в себя совокупность предметов живой и неживой природы.

Сфера распространения жизни называется биосферой. Этот термин ввел в научный обиход Ж.-Б. Ламарк. Значительный вклад в развитие представлений о биосфере внес В.И. Вернадский. В биосфере выделяется учеными три области: континентальная, океаническая и переходная.

Согласно данным наук развитие живого на Земле исчисляется миллиардами лет. Из известных на Земле организмов самые древние имеют возраст 3,2 млрд. лет.

Живые организмы на нашей планете развиваясь в тесной связи с неживым веществом, приспосабливаясь к окружающей среде, в то же время охватили ее активным преобразующим и организующим влиянием и стали мощным фактором эволюции приповерхностной области планеты. Развитие жизни, согласно теории Ч. Дарвина, сопровождалось возникновением новых видов живых существ. Вершиной этого процесса стало появление предчеловека, а затем и человека современного типа, который, по мнению ученых возник 43-45 тысяч лет назад. По мере того, как совершенствовался сам человек и его труд, изменялись связи между людьми. На этой основе формируется общество. Об обществе можно говорить лишь с появлением человека современного типа или человека разумного. Процесс возникновения человека и общества называется антропосоциогенезом. Ход антропосоциогенеза опосредован не только развитием сознания человека, но и совершенствованием его трудовой деятельности. Такая деятельность служит связующим звеном между человеком и природой.

Труд представляет собой целесообразную деятельность людей, направленную на освоение и преобразование природных ресурсов и социальных сил, используемых для удовлетворения потребностей общества.

Всякий труд включает в себя три компонента: целесообразную деятельность человека, предмет труда, орудия труда.

Генетически труд начинается с того момента, когда имеет место изготовление орудий труда с помощью других орудий и применение их для преобразования объектов природы в практических целях субъекта действия.

В качестве важнейших признаков человеческого труда в литературе выделяются следующие:

§ активное воздействие на природу, а не простое приспособление к ней;

§ изготовление и систематическое использование орудий труда при производстве материальных благ;

§ сознательность и целесообразность труда;

§ его коллективный, общественный характер.

Изготовление орудий труда позволило человеку пойти в своей эволюции не столько по пути приспособления к природным условиям, сколько по пути их изменения применительно к удовлетворению своих потребностей. Это означало, что, благодаря трудовой деятельности, человек нашел качественно новый способ разрешения противоречий между собой и природой. Благодаря труду, человек получил относительную независимость от естественных процессов природы посредством создания для себя искусственной среды. Однако сегодня дело дошло до того, что человек вне этой искусственной среды уже не может существовать. Он должен усиливать свое воздействие на природу постоянно ввиду роста численности населения и развития его потребностей.

Посредником взаимодействия между человеком и природой становится техника. Мир техники называется техносферой.

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что взаимосвязь человека и природы в наши дни характеризуется крайним неблагополучием. Современный человек живет в условиях глубокого экологического кризиса.

Осмысление природы этого кризиса и путей выхода из него приобрело особую интенсивность в ХХ в.

Одним из видных отечественных ученых, уделивших внимание проблеме взаимосвязи человека и природы, был В.И. Вернадский, который предложил концепцию видоизменения связи человека и природы. Согласно этой концепции биосфера должна быть преобразована в ноосферу, т.е. в сферу гуманной, разумной деятельности. Отныне, по его мнению, люди могут связывать надежды на свое благополучие лишь с такой организацией жизнеобеспечения, которая базируется на гуманном использовании достижений науки и техники. Важную роль при этом должно сыграть включение в сферу разумной деятельности человека — космоса.

В дальнейшем проблема взаимосвязи общества и природы нашла свое отражение в трудах зарубежных (Ж. Дорет, А. Поччеи, Г. Одум, Э. Одум, В. Хесле и др.) и отечечственных ученых (Э. В. Гирусов, Н.Н. Моисеев, А.Н. Кочергин, А.Д. Уреул и др.).

Выход из экологического кризиса многим ученым видится на путях бережного использования природных ресурсов, а также посредством внедрения достижений науки в практику организации общественной жизни.

Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума Universum (лат.) — мировое целое, Мир. В нашем представлении Мир — действительно целое, то есть все его части взаимосвязаны, взаимозависимы, а также зависимы от него... Концепция многоуровневого строения УниверсумаСуть данной концепции может быть представлена в виде двух положений:1Универсум имеет многоуровневое строение2. Среди прочих уровней строения Универсума особое положение занимает некий основной, или, иначе говоря, субстанциальный, на котором пространства и времени нет, а потому посредством него всё в Мире тесно взаимосвязано...Что такое уровень организации (= строения) Универсума? — Это совокупность всех реалий, имеющих примерно одинаковую величину. — Один уровень отличается от другого присущей ему мерой... Явно больше привычного для людей уровня окружающих нас объектов, вещей — уровень планетарно-звёздный. Ещё сравнительно недавно господствовала точка зрения, согласно которой «небесная твердь вращается вокруг неподвижной Земли». Теперь мы знаем, что правы были древние мудрецы, заявлявшие обратное: «Земля вращается вокруг Солнца!» Ныне известно куда больше: Солнце с семьёй планет — лишь одна из многих и многих звёзд... Звёзды образуют многочисленные огромные скопления — галактики... Галактический уровень — явно особый уровень строения Универсума. Галактики тоже взаимодействуют, взаимосвязаны между собой, образуя грандиозные по своим размерам структуры. Итак, вот ряд уровней в направлении возрастания их меры: привычный для нашего сознания уровень вещей (= вещный); планетарно-звёздный; галактический; супергалактический... — Что шире него? — Наверное, будут открыты новые уровни. Та же картина многоуровневого строения Универсума наблюдается и вглубь, в сторону уменьшения масштаба, Сейчас мы знаем о существовании молекулярно-атомарного уровня и уровня элементарных частиц... И может быть, элементарные частицы тоже делимы?!. — Однако похоже, что ряд уровней не продолжается бесконечно ни вглубь, ни вширь: в обоих направлениях обнаруживается возрастание пространственно-временной неопределённости и, как следствие, — утрата меры... — Мы считаем это свидетельством существования среди прочих

уровней особого — уровня всеобщей взаимосвязи. Для его обозначения можно использовать старинное слово «субстанция и называть субстанциальным. А ещё подходящим является определение — базисны ибо на его основе (= базисе) вне пространства и времени осуществляется целокупность УниверсумаФизики, космологи, астрономы обнаружили целый ряд явлений, которые они пытаются объяснить на основе единой модели. Известно, например, что Вселенная в каждой точке находится в состоянии расширения. Но она расширяется не куда-то, а просто увеличивается в размерах. У Вселенной нет центра, от которого могли бы удаляться галактики. Почему «все разбегаются», ведь между галактиками существуют не силы отталкивания, а силы притяжения: это всем известные силы гравитации. Ответ ученых гласит, что 18 миллиардов лет назад произошел Большой взрыв, в результате которого в процессе охлаждения Вселенной возникли элементарные частицы, тела, звезды, планеты и, наконец, человек. Взрыв произошел в силу особых свойств вакуума. Не теперешнего вакуума, который, как известно, также обладает весьма причудливыми свойствами, а вакуума, существовавшего до Большого взрыва. По мере остывания космический материал испытывал последовательные фазы перехода. Жизнь возникала в холодной Вселенной. Холодная Вселенная привела к формированию уровней организации природы (материи), которые образуют некоторую иерархию: элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела. Иерархия взаимодействий приводит к существованию различных форм движения: физической, биологической, социальной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: