Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения.
Нарушение авторских прав может происходить как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда при этом отсутствует согласие автора или иного правообладателя на произведения и не уплачивается соответствующее вознаграждение.
Когда речь идет о защите авторских прав, то подразумевается защита прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что имущественные и неимущественные права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам.
|
|
ГК РФ указывает на технические средства защиты авторских прав, под которыми признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.
Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав является применение норм гражданского права, в частности ст.ст. 1301, 1302 ГК РФ.
ВОПРОСЫ К ГЛАВЕ 2
1. Что следует понимать под авторским правом? В чем назначение авторского права как института?
2. В каком объеме охраняются авторские права по международным соглашениям?
3. Перечислите виды объектов авторских прав.
4. Перечислите субъектов авторских прав.
5.Укажите способы защиты авторских прав.
ЗАДАЧИ К ГЛАВЕ 2
1. Книжное издательство заключило с автором Ивановым договор об издании монографии «История Сибири». Рукопись получила положительные заключения рецензентов. Но в то же время были сделаны замечания, с которыми автор полностью согласился и выразил желание внести в рукопись соответствующие уточнения и дополнения. Издательство предоставило автору на доработку рукописи четыре месяца. Автор неожиданно умер. Издательство обратилось к наследникам умершего с предложением поручить историку Петрову доработать рукопись. Наследники дали свое согласие.
Кого считать автором выпущенной в свет доработанной монографии? Возникает ли в данном случае соавторство?
2. Гражданка Абрикосова, работая в фирме, занимающейся перепечаткой материалов, напечатала книгу автора Крюковой с рукописи, представленной автором. В дальнейшем книга была опубликована с этой перепечатанной рукописи. Гражданка Абрикосова обратилась в суд с иском к автору и издательству о взыскании вознаграждения, ссылаясь на то, что книга была издана по перепечатанной ею рукописи с исправленными ею ошибками.
|
|
Разрешите возникший спор.
3. Гражданин Иванов пишет пародии под чужую популярную музыку, а так же переводит текст старых иностранных песен и сам исполняет. Он сделал запись в студии и решил издать диск.
Какие проблемы могут возникнуть у него при распространении данного диска?
Какие действия могут предпринять авторы музыки и оригинального текста для защиты своих авторских прав?
Каковы особенности пародии как жанра эстрадного искусства?
4. Управление железной дороги поручило группе работников подготовить к изданию «Расписание движения пригородных поездов с вокзала г.Петропавловска».
Составитель расписания движения поездов обратилась к юристу за консультацией, можно ли считать подготовленное к изданию «Расписание» объектом авторского права.
Одновременно ее интересовало, распространяется ли авторское право на подготовленную ею небольшую брошюру, в которой излагаются основные права и обязанности пассажиров, пользующихся пригородным транспортом. Она сомневается в этом, так как брошюра написана на основе действующего законодательства, а в законе об авторском праве сказано, что официальные документы, к которым относятся законы, не являются объектами авторского права.
Какие разъяснения должно быть дано по этим вопросам?
5. Куприянов, являясь автором картины, которая была в установленном порядке продана с аукциона в 2008 г., а в дальнейшем неоднократно перепродавалась - в последний раз в 2010 г. по цене, превышающей предыдущую на 30 %, обратился к собственнику картины, купившему ее в 2008 г., требуя, чтобы тот предоставил ему возможность воспроизвести свое произведение, для чего владелец должен был доставить картину к нему домой, и требовал выплаты вознаграждения в размере 10 % от перепродажной цены.
Правомерны ли требования автора?
6. Коллектив авторов заключил договор с издательством об издании учебника по истории зарубежных стран. Издательство провело значительную работу по подготовке учебника к изданию и выплатило авторам 60% вознаграждения. Однако из-за отсутствия средств выпуск учебника в свет был передан другому частному издательству. Авторы установили, что рукопись вторым издательством была утеряна.
Когда рукопись все-таки нашли, выяснилось, что глава, написанная умершим автором, была заменена главой, подготовленной другим лицом без согласования с наследниками умершего и коллективом авторов учебника.
Авторы интересуются:
- вправе ли было издательство без их согласия передавать издание учебника другому издательству?
- к кому и какие требования они могли бы предъявить в связи с утратой рукописи?
- как следует оценить замену главы, написанной умершим, главой другого автора?
Глава 3. ПРАВА, СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ на12.03.13г.