Транспортные аварии

Транспортная авария - авария на транспорте, повлекшая за со­бой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных по­вреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде.

Транспортные аварии (ТА) различают по видам транспорта: авиа­ционная катастрофа, железнодорожная авария, дорожно-транспортное происшествие (ДТП), авария на магистральном трубопроводе, авария на подземном транспорте и др.

Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортируемого груза.

Железнодорожный транспорт является основным видом (средст­вом) перевозки ОХВ. По железным дорогам в странах СНГ в совокупности ежегодно перевозится (находится «на колесах») свыше 700 тыс. т хлора, причем иногда в пути следования одновременно находятся около 100 цистерн, содержащих до 5000 т сжиженного хлора. Помимо цис­терн, для транспортировки ОХВ используются различные контейнеры емкостью от 0,1 до 0,8 м3 и баллоны емкостью от 0,016 до 0,05 м3.

Железнодорожный транспорт является одним из основных видов по перевозке нефтепродуктов.

Транспортом перевозится в год более 3,5 млрд. т грузов, в т.ч. на долю железнодорожного приходится около 50 % грузоперевозок, авто­транспорта - 39 %, внутреннего водного - 8 %, морского - 3 %.

Распространенным способом транспортирования ОХВ и нефтепродуктов является трубопроводный (нефтегазопроводов более 200 тыс. км, промысловых трубопроводов - 350 тыс. км). Магистральный трубопровод-аммиакопровод Тольятти-Одесса, имеет протяженность 2,1 тыс. км и пропускную способность 3 млн. т в год.

4.5.1. Железнодорожный транспорт

Основными причинами аварий и катастроф являются неисправности пути, подвижного состава, средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов.

Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно.

Вспомним Арзамас: 4 июня 1988 г. в 9 ч 30 мин в 300 м от вокзала взорвались три вагона с промышленной взрывчаткой. Уничтожены локомотив, 11 вагонов, 250 м железнодорожных путей, разрушены вокзал и 185 близлежащих зданий.

Ровно через год, 3 июня 1989 г., в Республике Башкортостан произошла страшная железнодорожная катастрофа. В зоне взрыва продуктопровода оказались два встречных поезда. Разрушено 350 м пути. Взрывная волна сбросила с полотна 11 вагонов, 7 из которых полностью сгорели. В поездах находились более 1300 человек. Многие погибли, еще больше людей получили ожоги и травмы.

Крушением века называют столкновение сразу трех поездов 22 декабря 1990 г. в 2 ч 10 мин на небольшой и тихой станции Ельниково Южной дороги. Скорый поезд, следовавший со скоростью 90 км/ч, столкнулся с лежащим на стрелке товарным вагоном, затем протаранил несколько цистерн с изопентановой фракцией. Из многих забили факелы огня. В это время мимо полыхающих цистерн проходил третий поезд. Горящая жидкость хлестала по его вагонам, пока они проходили мимо. Вагоны катились в коридоре бушующего пламени. Семь вагонов сгорели полностью. Не обошлось без человеческих жертв.

А произошло все это из-за преступной халатности при исполнении служебных обязанностей электромеханика дистанции, дежурного по станции и многих других лиц, от плохого знания обслуживающих устройств, отсутствия ответственности и недопонимания важности выполняемых работ.

4.5.2. Автомобильныйтранспорт

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения. За последние 5 лет в России в дорожно-транспортных происшествиях пострадали 1,2 млн. человек, из которых 182 тыс. погибли, многие стали инвалидами.

Только за один 1995 г. в 167 тысячах аварий и катастроф на дорогах России погибли 3279 1 человек. Это почти в два раза больше, чем за десять лет войны в Афганистане и два года боевых действий в Чечне вместе взятых. Только вдумайтесь в эти цифры. Они ужасают. Они никого не могут оставить спокойным.

Около 75% всех дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Причем треть ДТП - следствие плохой подготовки водителей. Они либо не имеют прав на управление транспортным средством соответствующей категории, либо вообще водительские удостоверения покупают в странах ближнего зарубежья. Наиболее опасным видом нарушений по-прежнему остается превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии.

Москва прочно занимает первое место в мире по ДТП. По статистике за последние пять лет в столице погибли 10 тыс. человек и стали инвалидами 50 тыс. Представьте, что 2 мотострелковые дивизии полегли на поле боя, а 10 выведены из строя. Или 120-тысячный город лишился бы всего мужского населения. За эти годы социальные выплаты пенсий по инвалидности и семьямза потерю кормильца составили 140 млрд. руб.

Особенность ДТП состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые три часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГАИ крайне низок или отсутствует вовсе. Подготовка населения и тех, кто сидит за рулем, практически равна нулю. Пресловутые аптечки, которые должны быть в каждой машине, без которых нельзя пройти ежегодный техосмотр, не имеют того, что нужно в реальной обстановке.

Вот почему смертность от ДТП у нас в 10…15 раз выше, чем во всем мире.

В предвыборных программах президентов США, Норвегии и других стран есть специальный пункт о снижении смертности от ДТП. У нас ничего подобного ни у одного кандидата в президенты нет.

Мы создали службу внутри ГАИ для поиска и ловли мздоимцев, которые расплодились на дорогах. Как видим, наши усилия направлены несколько в ином направлении. Конечно, кое-что делается, но этого крайне мало и рассчитывать насерьезный успех не приходится.

4.5.3. Воздушный транспорт

В 1995 г, в России произошло 53 авиационных происшествия, в том числе 13 авиакатастроф, в результате которых погибли 174 человека.

Всем памятна гибель самолета Ту-154 7 декабря 1995 г. Тогда почти мгновенно не стало 97 человек. Теперь на вершине горы Бо-Джауса, стоит памятная стела.

Крупнейшая авиакатастрофа 1996 г. произошла 9 февраля. Обломки самолета и тела около 100 пассажиров самолета "Боинг 757" обнаружили спасатели у берегов Доминиканской Республики. Авиалайнер со 189 пассажирами и членами экипажа на борту, поднявшись в воздух с аэродрома курортного города, через пять минут исчез с экранов локаторов и, как выяснилось, рухнул в Атлантический океан примерно в 20 км от берега.

Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров

4.5.4. Водный транспорт

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей - капитанов, лоцманов и членов экипажа. Много аварий происходит из-за промахов и ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка и мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.

К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа, а при необходимости капитан может обратиться и к другим лицам, находящимся на судне. Общее руководство всеми работами осуществляет капитан как начальник ГО. Основные задачи: спасение людей, терпящих бедствие, борьба за живучесть корабля, ликвидация пожара, пробоин.

К работам по спасению судна привлекаются специальные суда спасатели, буксиры, пожарные катера, экипажи других плавсредств, специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.

4.5.5. Рекомендации пассажирам по поведению и действиям

на транспорте при авариях и катастрофах

Воздушный транспорт. В специальной литературе существует понятие "компетентный пассажир". Это не тот человек, который знает марки машин или цены на билеты. Компетентный пассажир - человек, который максимально использует свои шансы на спасение в аварийной ситуации.

Существует несколько основных типов аварийных ситуаций. В воздухе, чтобы правильно действовать в них, надо не только знать, как себя вести, но и заранее проделать мысленно путь к спасению. Это дает больше шансов на то, что в опасную минуту вам не откажет память.

Декомпрессия. Разряженный воздух в салоне. Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). Салон наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость. Из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боли в кишечнике (расширяются газы).

Не дожидаясь команды, а тем более помощи экипажа, немедленно наденьте кислородную маску. О том, где она находится и как ею пользоваться, вам расскажет стюардесса в начале полета, маску надо именно надеть, а не просто прижать к носу и рту - даже при уже поступившем кислороде вы можете потерять сознание и выронить маску.

По той же причине не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе, то вы оба окажетесь без кислорода.

Декомпрессия - аварийная ситуация, которую экипаж немедленно начинает исправлять, снижая высоту полета. Ниже трех тысяч метров содержание кислорода уже можно считать нормальным Поэтому при признаках декомпрессии сразу же после надевания маски пристегните ремни и подготовьтесь к резкому снижению или "твердой" посадке.

Пожар на самолете. Большинство пассажиров считают, что во время пожара за бортом у них будет около пяти минут после приземления, чтобы покинуть самолет. Однако опыт показывает, что лучше рассчитывать на одну-две минуты. По данным Национально управления по безопасности перевозок США, пожарами сопровождаются приблизительно 20 % аварий самолетов; свыше 70 % людей, попавших в авиакатастрофы с пожарами, остаются в живых.

Мы уже говорили, как важно запомнить расположение выходов. При пожаре это необходимо еще и потому, что дым мешает не только дышать, но и видеть, указатели. А самое главное при пожаре - немедленно после остановки самолета направиться к ближайшему выходу.

При этом:

защитите свою кожу - на вас должны быть пальто, шапка, плед;

не дышите дымом, защищайтесь одеждой, пригнитесь или даже пробирайтесь к выходу на четвереньках внизу дыма должно быть меньше;

помните первая опасность - дым, а не огонь;

не стойте в толпе у входа, если очередь не двигается, помните, что есть другие выходы;

если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки;

не берите с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни;

не открывайте запасные люки в том месте, где снаружи огонь и дым;

будьте решительны и дисциплинированны, боритесь с паникой на

борту любыми средствами, окажите максимальную помощь стюардессе;

не становитесь сами причиной пожара: с огнем на борту самолета надо обращаться так, будто вы едете в бензовозе.

Катастрофические ситуации на самолетах показывают два опасных типа поведения пассажиров - паника и апатия. Как ни странно, оцепенение встречается значительно чаще. Это надо помнить, чтобы предупредить такую реакцию у себя и ни при каких обстоятельствах не прекращать борьбу за свое спасение. Этика школы выживания говорит, что единственной причиной прекращения борьбы может быть только физическая смерть.

Железнодорожный транспорт. Подсчеты показывают, что ехать в поезде примерно в три раза безопаснее, чем лететь на самолете, и в 10 раз безопаснее, чем ехать в автомобиле. Но, идеального транспорта нет, и каждый раз на железных дорогах мира случается несколько десятков крупных катастроф.

С точки зрения безопасности, самые лучшие места поезда- в центральных вагонах, в купе с аварийным выходом-окном или расположенном ближе к двери, на нижних полках, спиной по ходу движения.

При столкновении страдают в первую очередь головные вагоны - на разрушение уходит основная сила инерции. Когда поезд сойдет с рельсов, центральные вагоны скорее удержатся, даже если переворачиваются и отрываются хвостовые. Так что мягкие вагоны (СВ) традиционно тяготеют к центру поезда не только потому, что там расположен ресторан.

Возможность спастись при аварии во многом зависит от точных действий самого пассажира. При крушении или экстренном торможении самое важное - закрепиться, препятствовать своему перемещению вперед или бросками в стороны. Для этого можно схватиться за поручни и упереться во что-нибудь ногами (в стену или сиденье).

Авария проходит быстро. Но не надейтесь, что после первого удара все кончится. Надо не расслабляться и держать все мышцы напряженными до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что движения больше не будет.

Сразу после аварии необходимо действовать очень быстро: высока вероятность пожара, особенно, если произошло столкновение с товарным составом. Как выбираться из вагона, надо смотреть по обстановке. Например, если он остался на рельсах, но есть запах дыма, а в коридоре толпятся другие пассажиры, разумнее использовать окна - аварийные выходы.

Около вагонного бачка с питьевой водой должна быть примерно такая надпись: "Вагон оборудован дополнительными аварийными выходами через окна 3-го и 6-го купе" (обычное расположение выходов). Разумеется, эту надпись надо прочитать заранее, как только вы оказались в вагоне, как и отметить про себя, где огнетушители. Именно такие привычки и называются культурой бытовой безопасности.

Если надписи нет, не стесняйтесь спросить проводника, есть ли в вагоне аварийные выходы и как ими пользоваться.

Около рычага каждого аварийного выхода (их еще называют "опускное окно") есть короткая инструкция: "При аварии рукоятку повернуть на себя до упора, предварительно сорвав пломбу. Нажать на себя ручку-защелку окна." Когда вы так сделаете, оконная рама опустится, открыв проем шириной 66х102 см.

Выбраться можно и разбив окно своего купе. Однако стекла у него прочные, поэтому прежде чем тратить драгоценные секунды на борьбу с ними, выясните, есть ли у вас подручные средства. Выбив стекло, не забывайте об осколках - в панике можно серьезно пораниться, даже не заметив этого.

Выбираясь из аварийного вагона, надо, безусловно, соблюдать правило, универсальное для подобных эвакуации из самолета, автобуса, корабля: вещи не брать. Исключение делается для документов, денег и одежды или одеял.

Эвакуируют пассажиров при задымлении или пожаре (хотя, разумеется, первым делом надо воспользоваться стоп-краном и огнетушителем) в соседние вагоны и на полевую сторону железнодорожного пути. Прежде чем выйти в коридор, подготовьте защиту для дыхания: шапки, шарфы, любые тряпки надо намочить водой.

Материал, которым облицованы у нас вагоны - малминит - считается трудно горючим. Но при температуре 200 °С он выделяет токсичный газ, вдохнув который два-три раза, вы не сможете бороться за свою жизнь. При пожаре в поезде особенно дорога каждая секунда еще и потому, что пространство замкнуто, и температура там повышается мгновенно. Даже без дыма одного глотка раскаленного воздуха достаточно, чтобы обжечь легкие и потерять сознание.

Оказавшись снаружи, немедленно включайтесь в спасательные работы: при необходимости помогите пассажирам других купе разбить стекла, вытаскивайте пострадавших и т.д. Поезду и людям в нем повезло, если найдется профессионал, управляющий ситуацией, согласуйте свои действия и подчиняйтесь ему.

Очень важно не забывать о собственной безопасности: по соседнему пути может идти встречный поезд, разлившаяся при аварии товарной цистерны жидкость может оказаться бензином или кислотой, свисающий оборванный провод может быть под напряжением...

При разливе топлива нужно отходить на безопасное расстояние - почти гарантирован пожар и возможен объемный взрыв. Однако не стоит терять из вида место крушения: помощь придет именно сюда. Если токонесущий провод касается земли, удаляться от него надо прыжками или короткими (со ступню) шажками, чтобы обезопасить себя от шагового напряжения. Расстояние, на которое растекается ток по земле, может быть от двух (сухая земля) до 30 м (влажная).

Покупая билет, каждый пассажир автоматически платит страховой сбор. Если вы пострадали в поезде (не только при аварии, но и, упав, например, с полки при резком торможении), вы можете получить компенсацию от государственного железнодорожного страхового общества. Для этого в пункте прибытия необходимо получить справку у железнодорожников и медиков.

В крупных катастрофах обычно бывают виноваты внешние обстоятельства. Но начало экстремальной ситуации порой зависит и от самого пассажира. Вот несколько профилактических правил:

не открывайте при движении поезда наружные двери, не стойте на подножках;

не высовывайтесь из окон;

тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках;

не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; запомните, что даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в тоннеле и в других местах, где осложнится эвакуация;

курите только в установленных местах;

не возите с собой горючие и взрывоопасные вещества;

не включайте в вагонную электросеть бытовые приборы;

при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику;

не делайте вид, что ничего не замечаете при опасном поведении ваших попутчиков или проводников - вы имеете полное право защищать свой временный дом.

К этим дисциплинирующим правилам хочется добавить пожелание пассажирам, которые, выйдя из поезда, становятся пешеходами и водителями, не пересекать железнодорожные переезды на красный свет. Каждый год из-за машин и тракторов на переездах России случаются сотни аварий с человеческими жертвами.

Автомобильный транспорт. Столетняя война, которую ведут между собой люди и автомобили, по данным ООН, уносит в год около 170 тыс. жизней.

Среди главных причин аварий статистика называет:

различные нарушения правил дорожного движения;

превышение скорости;

управление автомобилем в нетрезвомсостоянии;

плохие дороги (главным образом, скользкие);

неисправность машины (на первом месте - тормоза, на втором - рулевое управление, на третьем - колеса и шины).

Что делать, если авария неизбежна? Вот несколько советов опытных водителей:

во время аварии должны быть до предела напряжены все мышцы;расслабляться нельзя до полной остановки;

также до остановки нельзя покидать машину (это хорошо получается только в кино); исследования показывают, что шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при катапультировании;

сохранять самообладание - это позволит управлять машиной до последней возможности;

сделать все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на вас автомобиля;

при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером; не бойтесь, что мотор вдавится в салон, конструкторы уже давно позаботились о том, чтобы он уходил вниз.

Когда удар неизбежен, самое главное - препятствовать своему перемещению вперед и защищать голову. Вжаться в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо. Этот вариант пригоден для автомашины, идущей на малой скорости. Если же скорость превышает 60 км/ час, а водитель не пристегнут ремнем безопасности, ему следует прижаться грудью к рулевой колонке. Все мышцы должны буквально окаменеть и быть напряженными до полной остановки машины.

Пассажир же должен закрыть голову руками и завалиться на бок. Если рядом с вами ребенок - крепко прижать, накрыть собой и также упасть на бок. Наиболее опасное место для пассажира - переднее сиденье, поэтому детям до 12 лет правила дорожного движения запрещают находиться там без специального устройства.

После того как удар произошел, первым делом надо определиться, где (в каком месте автомобиля) и в каком положении вы находитесь, не горит ли, не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). В зависимости от ситуации двигайтесь к выходу - через дверь или окно. Если двери сразу не открылись, пытаться нажимать на них, скорее всего, бессмысленно: они заклинены, и надо открывать или разбивать окна (у бывалого водителя монтировка всегда под рукой еще и на этот случай).

Если машина упала в воду (правда, такие аварии происходят гораздо чаще в кино, чем вжизни), она может некоторое время держаться на плаву. Бывает достаточно нескольких секунд, чтобы из нее выскочить. Однако двери открывать не следует - вода тут же хлынет внутрь, и машина начнет резко погружаться. Выбираться надо через открытое окно.

При погружении на дно с закрытыми окнами и дверями воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Это немало. Можно включить фары (чтобы машину легче было искать), оценить обстановку, активно провентилировать легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом "впрок"), избавиться от лишней одежды, развязать галстук, захватить из машины документы.

И самое главное - мысленно представить себе путь вверх. Вам предстоит выбираться через дверь или окно (если сможете через опущенное стекло - это лучший вариант), протиснуться наружу, взявшись руками за крышу машины, подтянуться, а затем резко плыть вверх. Если дверь заклинило, и стекло не опускается, надо разбить лобовое окно. Заранее поищите, чем вы будете это делать. Выбираться наружу можно, когда машина наполнится водой наполовину. Если резко распахнуть дверь и попытаться сразу же выбраться, вам помешает поток, идущий в салон.

Оказавшись вне машины, имейте в виду, что у вас не меньше 30…40 с. Этого вполне достаточно, чтобы выбраться на поверхность. Считается, что опасна глубина более 30 м, но "найти" ее падающему в воду автомобилю практически невозможно - разве что за бортом морского парома.

Водный транспорт. Мировой морской флот за год теряет в среднем 200…250 судов, аварию терпят свыше 8000. Доля России - около 40 аварий в год на морях и около 30 - на реках.

Первая проблема, встающая при кораблекрушении, - паника. Командир и члены экипажа обязаны подавить ее любыми средствами. Это должен быть неожиданный и сильный раздражитель: звук, боль, личный пример, угроза и т.д. Паника редко начинается сразу у нескольких человек, зачинщиком обычно является один. Поэтому лучшее средство от неорганизованной попытки спасения - упреждающее внимание к потенциальным паникерам.

Расчеты показывают, что вероятность спасения при организованном оставлении судна выше панического от 4 до 47 раз (в зависимости от спасательного плавсредства). Решение об оставлении принимает только капитан. Посадка в шлюпки и на плоты производится только по команде с мостика.

Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить (желательно и "ногами", проделав путь несколько раз) дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу. Во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

В первую очередь предоставляются места женщинам, детям, раненым и старикам. Разрешается брать с собой: документы, спички или зажигалку, одеяло, личные лекарства, деньги. Все другие предметы и личные вещи брать с собой запрещено. Опыт кораблекрушений показывает, что в основе этических правил лежит целесообразность. В конечном счете, это вопрос оптимальной стратегии действий, при которой выигрывают все. Капитан в любом случае покидает судно последним.

В открытом море на спасательных средствах должны соблюдаться два основных принципа всем шлюпкам держаться вместе и находиться у места гибели судна, если нет обоснованной надежды достичь берега или выйти на судовые пути. Относительную близость берега можно определить по поведению некоторых видов чаек и т.д.

Общее представление о картине действий при кораблекрушении дает сводная таблица процедур по выживанию (в редакции ИМКО).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: