Философия нового времени

Она включает в себя следующие этапы:

философия XVII в.;

философия Просвещения (XVII в.);

немецкая классическая философия (вторая половина XVIII-XIX в.).

На развитие философии XVII в. огромное влияние оказали проходив­шие в европейской истории бурные события:

- буржуазная революция в Англии;

промышленная революция - переход от мануфактурного производства к промышленному;

- научная революция (новые географические, астрономические, физиче­ские открытия).

Большое значение имели открытия Галилео Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона.

Большой вклад в развитие философии внесли Ф. Бэкон, Дж. Локк - основате­ли эмпиризма, которые все познание выводили из чувственного опыта.

Эмпиризму противоположен рационализм (Рене Декарт), придаю­щий первостепенное значение в познании разуму.

Борьба с религиозными идеями была продолжена в XVIII в., в эпоху Просвещения. Это этап утверждения атеизма, критики религии, обоснование принципов демократии.

Для всех просветителей (Ш. Монтескье, Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Дж. Локк) разум - главный двигатель истории. Просветители считали, что главная причина человеческих несчастий (и в том числе социальных бедствий) состоит в людском невежестве. Следовательно, для её устранения необходимо просвещение людей – отсюда и само название эпохи. Но при этом речь шла о просвещении только высших слоёв общества, для чего необходимо, чтобы во главе государства стоял просвещённый монарх. Поэтому одну из своих главных задач философы той эпохи видели именно в просвещении монархов. Среди монархов Европы стало модно выглядеть просвещёнными.

Философы Просвещения были не только проповедниками науки и про­гресса, они видели в религии своего главного врага. Основным орудием борьбы при этом были насмешка и сарказм. С атеизмом французских просветителей согласились далеко не все мыс­лители последующих эпох, указывая, что человек руководствуется в своей жизни не только разумом, но и сердцем. А в сердце находится место и вере в Бога. Именно поэтому современная философия усиленно ищет пути компро­мисса между верой и знанием, религией и философией.

Развенчав религию и Бога, французская философия стала искать альтернативный ответ на вопрос о первооснове мира, которую они видели не в Бо­ге, а в материи.

Роль философии Просвещения противоречива.

Позитивная роль — в подрыве всевластия религии, в возвышении значи­мости науки.

Негативная – подрыв авторитета религии и религиозной морали повлек за собой общий упадок нравов, разгул насилия, жестокости, и даже садизма.

Но вместе с тем французские просветители выдвинули лозунг свободы, равенства и братства как естественные права человека

Крупнейшими представителями немецкой классической философии были И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.

.

Бурные события этой эпохи показали, что социальный прогресс измеря­ется не только успехами разума, науки, но и успехами морали, нравственно­сти. Немецкая философия стремилась доказать, что истина, вера, добро и красота неразделимы

Философия И. Канта (1724-1804)непроста. Его учение оказало огромное влияние на всю последующую, в том числе современную философию. В творчестве Канта различаются два периода: ранний, докритический (до 1770 г) и критический этап

I этап его творчества – ранний, докритический рассматривает проблемы
устройства мира, космоса.

Космос материален и находится в постоянном движении. Таким образом, в объяснении сущности мира Кант выступал как материалист и диалектик.

В критический период (II этап) Кант рассматривает проблемы гносеологии т. е. проблемы познания Он пересматривает представления о границах человеческого познания.

Основные положения: нельзя до конца понять мир, основываясь только

на чувствах, разуме и опыте. Процесс познания был начат еще до того, как мы начали что-либо познавать с помощью чувств или разума. Итак, мир на­ших знаний состоит из 2- частей: опытного и доопытного знания.

Отсюда двойственность наших знаний, опирающихся не только на опытные, но и на сверхопытные источники. Все вещи в мире, как и человече­ское сознание, двойственны, они включают в себя как бы две стороны:

- «вещь для нас» - «светлая», воспринимаемая нашими чувствами;

- «вещь в себе» - «темная», тайная сторона вещи, недоступная нашим чув­ствам, нечто таинственное, находящееся за пределами сознания. Именно поэтому наше знание о мире, вещах и самом человеке никогда не станет полным, абсолютным. Абсолютных знаний не бывает. Кант указывал, что человек не пассивно отражает мир, а активно преображает его, творит.

познания. Кант сделал ряд серьёзных открытий:

1. он разработал собственную теорию происхождения солнечной системы

2.доказал, что в результате приливов и отливов замедляется суточное вращение Земли.

Важнейшей частью учения Канта является теория морали. Он делит поступки людей на легальные и моральные (по совести) и пишет о двух моральных законах.

1. Поступай максимально по человечески, не делай никаких уступок себе и никак не оправдывая своих слабостей, и тогда твой поступок будет законом для всех.

2. Человек всегда должен быть только целью и ни когда может быть средствам для достижения даже самых благородных и высоких целей..

Важной частью философии Канта является этика, теория морали. Знания и нравственность, по мнению Канта, неразрывно связаны. Талант, разум должны быть ограничены требованиями нравственности. Человек рождается вместе с внутренним нравственным законом.

Вершиной немецкой классической философии является философия Геге­ля, который создал философскую систему, в основе которой лежало пред­ставление об Абсолютной идее (Абсолюте), прошедшей в процессе своего развития три -ступени:

-это бытие Абсолюта до сотворения природы.

-ступень создания природы.

-ступень духа, т. е. появление человека и общества.

Гегель был основателем диалектики {диалектика - это наука о развитии и всеобщей связи явлений мира). Философия Гегеля - это философия объек­тивного идеалиста: он признавал развитие абсолютной идеи, которая создала окружающий мир.

Л. Фейербах вошел в историю философии как глубокий критик догматов христианской религии. В своей книге «Сущность христианства» он выдвинул

и обосновал положение о том, что не Бог создал человека, а наоборот, чело­век создал Бога «по образу и подобию своему».

Критикуя христианскую религию, Фейербах не отрицал необходимость религии вообще. Однако он видел источник ее не вне человека, а в нем са­мом, в устройстве его духовного мира. Поэтому он предлагал заменить рели­гию любви к Богу, религией любви к человеку. Главным для новой религии должен стать лозунг: «Человек человеку Бог». Иначе говоря, религия христи­анства должна быть заменена религией человекобожия.

Фейербах критиковал гегелевское учение об Абсолютной идее. Идеализ­му Гегеля он противопоставлял свою философию материализма; для которой действительностью являются природа и человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: