Глава 2. Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере

2.1. Информатизация общества и тенденции
ее развития

История развития человечества неразрывно связана с познанием мира, т.е. с получением информации. Чем больше информации получает человек об окружающих его объектах, протекающих вокруг процессах и явлениях, тем в большей степени он раскрывает их сущность, получает возможность целенаправленного воздействия на них. Уровень развития общества определяется объемом накопленной информации, способами ее хранения, обработки и передачи.

Функции сбора, хранения и передачи информации присущи абсолютно всем живым существам, в том числе на физиологическом и генетическом уровне. Но только человек в процессе своего развития смог поднять реализацию этих функций на качественно новую высоту.

Важными этапами процесса совершенствования обработки информации стали: возникновение письменности, появление книгопечатания, изобретение телеграфа, телефона, радио. Все это привело к резкому увеличению скорости обмена информацией. Создание и эволюция электронно-вычислительных машин (ЭВМ) обеспечили переход к новым информационным технологиям. Человечество вступило в принципиально новую для него информационную эпоху.

Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Появление ЭВМ можно сравнить по своей значимости с любым из самых выдающихся технических достижений в истории человечества. Вычислительные машины открыли новые возможности увеличения производительности труда, дальнейшего развития производства, совершенствования управления. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества.

Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Информатизация общества – это процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей индивидов, их групп и объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов и технологий.

Цель информатизации — в изменении уровня жизни общества за счет повышении-эффективности использования всех видов знаний, обрабатываемых с помощью компьютеров, что ведет к росту интеллектуального потенциала самого общества.

Главная особенность информатизации на современном этапе ее развития в том, что в обозримом будущем она будет основы­ваться на электронной технике в сочетании с достижениями в области искусственного интеллекта и средств коммуникаций. В рамках этой особенности выделяют отдельные тенденции в ее развитии.

Первая тенденция — в слиянии компьютеров и средств ком­муникаций. Коммуникации как средства обеспечения взаимосвязи граждан создают условия для материального производства. В на­стоящее время они переживают этап конвергенции (сближения, слияния) с информационной техникой, в результате появился феномен под названием «инфокоммуникационные технологии». Инфокоммуникации — это современная информационно-теле­коммуникационная инфраструктура общества, развивающаяся в соответствии с темпами развития экономики.

Следующая тенденция в развитии информатизации касается смены взглядов на создание программного обеспечения, т.е. отказа от закрытости и перехода к открытым программным и другим системам. Открытой называется система, которая взаимодействует с другими в соответствии с принятыми стандартами.

Знание представленных выше тенденций в развитии процесса информатизации позволяет правильно выстраивать стратегические и оперативные планы развития как информационного бизнеса в целом, так и развития отдельных информационных систем.

2.2. Основные принципы и направления
автоматизации

Ни одна система управления не может обойтись без ЭВМ и другой техники. Поэтому планомерно производится автоматизация процессов управления, в том числе и автоматизация банковской деятельности. Автоматизация не только улучшает работу банка, но является органичным элементом этой работы.

Можно выделить следующие предпосылки автоматизации, в частности, банковской деятельности:

· постоянный рост банковских операций требует привлечения новых средств и способов обработки информации;

· жесткие сроки обработки информации, высокие требования к качеству, точности, надежности и безопасности обработки информации;

· увеличение конкуренции между банками вызывает борьбу за клиента, а следовательно, требует постоянного роста качества сервиса;

· требование соответствия международным стандартам в связи с процессом включения Российской банковской системы в мировую (преимущества стандартизированной системы - единая технология обработки информации, защита информации и т.д.)

Формы автоматизации в банках:

· системы обработки управленческой информации;

· автоматизированные банковские системы, которые включают не только обработку информации, но и системы формирования управленческих решений и охватывают все стороны деятельности банка.

Автоматизированное решение задач управления финансами улучшает управленческий инструментарий деятельности банка, позволяет оценить его состояние, вскрывает резервы и направления улучшения финансового положения, оздоровления финансов.

Основными принципами автоматизации являются:

окупаемость; надежность; гибкость; безопасность; дружественность; соответствие международным стандартам.

1. Окупаемость - для любой организации, в том числе и банка важно затрачивать минимум средств, но как известно, скупой платит дважды. Поэтому минимизация средств должна сочетаться с надежностью и производительностью системы. Для определения окупаемости рассчитывается срок окупаемости системы.

Сейчас происходит внедрение технологии пластиковых карт. Срок окупаемости этой технологии рассчитывается на основании количества карт и количества операций, производимых по картам. Окупаемости этой технологии - 2-5 лет.

2. Надежность - функционирование банка обеспечивается за счет решения задач в короткий срок. Это достигается при помощи:

· надежных технических средств;

· работой программных средств;

· использования современных технологий для разработки ПО.

Поэтому приобретаемые средства должны иметь сертификат, а программные продукты - лицензию.

3. Гибкость - подразумевает легкую адаптацию системы ко всем изменениям и к новым функциям. Например, с введением нового плана счетов система должна была обеспечить безболезненный переход, что достигается через: - модульность системы; - систему гибких отчетов.

4. Безопасность – т.е. наличие необходимых мер обеспечения сохранности коммерческой информации. К таким мерам относят:

· развитие структур доступа к различным подсистемам;

· регламентация работы с системой;

· использование специального оборудования и шифров.

5. Дружественность, т.е. система должна быть простой, удобной для освоения, изучения, использования. Это достигается использованием меню, подсказок, а также наличием системы исправления ошибок.

6. Соответствие международным стандартам достигается использованием стандартных структур информации (для передачи информации по СВИФТ).

Существует 4 группы направлений автоматизации:

1. Автоматизация внутрибанковской деятельности:

· автоматизация учетно-операционной работы;

· автоматизация ведения договоров;

· автоматизация экономической работы банка (расчет нормативов, прогнозно-аналитические работы)

· автоматизация новых банковских операций (лизинг);

· автоматизация работ с ЦБ.

2. А втоматизация внебанковской деятельности (обслуживание клиентуры): обслуживание в офисе; использование пластиковых карт.

3. Автоматизация: межфилиальных расчетов; межбанковских расчетов между банками РФ; между банками РФ и банками стран СНГ; международные расчеты (использование СВИФТ);

4. Автоматизация внутрибанковских учетных задач: автоматизация учета труда, зарплаты; учета основных фондов, материалов и пр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: