Право и иные социальные нормы

Право и обычаи

Несмотря на имеющиеся отличия, нормы обычая также тесно взаимодействуют с правом.

- Древнейшее право возникло именно из обычаев, которые санкционировались государством, приобретая тем самым юридический характер. И сегодня распространение получила такая форма права как санкционированный обычай.

- В некоторых случаях участники общественных отношений в рамках правового регулирования могут руководствоваться непосредственно обычаями.

Так, ст. 5 ГК РФ предусматривает, что в отдельных случаях участники гражданского оборота могут учитывать обычаи делового оборота. Ст. 129 Кодекса торгового мореплавания РФ устанавливает, что день и час подачи уведомления о готовности судна к погрузке определяется соглашением сторон, а при его отсутствии - обычаями данного порта.

- Правовые нормы могут поддерживать социально ценные обычаи, создавая для них режим наибольшего благоприятствования, стимулировать их осуществление (празднование юбилеев, приведение соответствующих лиц к присяге и т.п.).

- Правовые нормы могут запрещать социально вредные обычаи, изгонять их из жизни, ограничивать сферу их действия. Так, в п. «л» ст. 105 УК РФ устанавливается ответственность за убийство, совершенное на почве кровной мести, то есть предусмотрено наказание за соблюдение обычая кровной мести.

- К обычаям, не носящие ярко выраженного социально ценного, либо вредного характера право относится нейтрально (торжественная регистрация брака, празднование дня рождения и т.д.).

Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы, в отличие от моральных и обычаев, имеют сходство с нормами права по формам существования. Они так же, как и право, закреплены в соответствующих источниках (уставах, положениях). Однако они отличаются от правовых норм как по действию и по кругу лиц, так и по характеру отношений. Нормы права общеобязательны, корпоративные же обязательны только для членов этих организаций. Если нормы права призваны регулировать широкий круг разнообразных общественных отношений, то корпоративные нормы регулируют только внутриорганизационные отношения.

По отношению к праву корпоративные нормы имеют тройственный характер.

Отдельные нормы и содержащие их акты, остаются нейтральными к праву (Устав общественной организации).

Другие (поскольку корпоративные нормы имеют письменные источники существования) могут санкционироваться государством без изменения текста. Причем, санкционирование может быть как предварительным (регистрация устава коммерческой организации), так и последующим. В частности, нормы, действующие в рамках отдельного предприятия (например, правила внутреннего трудового распорядка), согласно действующему законодательству (Трудового кодекса РФ) имеют непосредственно правовой характер. В науке они носят название «локальные правовые акты».

Правовые и корпоративные нормы могут взаимодействовать между собой в сфере установления правоспособности общественных объединений (кооперативных, профсоюзных) при оценке правомерности принятой общественной организацией решения.

Правовые нормы могут издаваться совместно органами общественных организаций и органами государства (например, совместные Постановления ЦК и Совета министров СССР).

Отдельные общественные объединения могут осуществлять в рамках права правоприменительные решения (примером могут служить имевшие место в СССР постановления товарищеского суда).

Правовые нормы (например, ст.30 Конституции Российской Федерации, ст. 4,6,17 Федерального закона «Об общественных объединениях») определяют сферу действия и направление регулирования корпоративных норм, корректируют их, показывают степень их обеспечения.

Существует такая форма санкционирования, как делегирование, когда с санкции государства общественные организации проводят самостоятельное правовое регулирование в отдельных сферах общественной жизни. В Советском Союзе такое право было, например, предоставлено профсоюзам, центральные органы которых своими нормативными актами могли регулировать отношения санаторно-курортного лечения, вопросы туризма и т.д.

Право и религиозные нормы

При характеристике взаимодействия права и религии следует различать два вида правовых систем. В одних (в государствах, где господствующей религией является ислам) нормы права полностью соответствуют требованиям Корана, содержащего религиозные догмы.

В других правовых системах (например, романо-германской) в условиях отделения церкви от государства религиозные и правовые нормы действуют параллельно. Однако следует иметь в виду, что право как самостоятельное социальное явление имеет и религиозные основания. В частности, многие правовые положения соответствуют заповедям Моисея.[19]

С другой стороны религиозные положения, нормы уставов религиозных объединений не могут противоречить Конституции и иным Законам государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: