На первом этапе было проведено исследование копинг-стратегий подросков с помощью теста Э. Хайма, результаты которого представлены на рис. 2.3.1. После проведения исследования и математической обработки данных нами были получены следующие средние значения выраженности копинг- стратегий подростков: продуктивная (0,35±0,09), относительно продуктивная (0,3 ± 0,03), непродуктивная (0,65±0,04). (рис. 2.3.1.)
Выше (описание методов) Вы отметили, что метока, которую Вы использовали для анализа копинг- стратегий, позволяет вылелить типы реагирования на сложную ситуацию, борьбы со стрессом в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг механизмы. А в результатах Вы говорите о продуктивной, относительно продуктивной и т.к. копинг-стратегии. Может быть начать с того как Вы определяли эту продуктивность и описать как представлены когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг механизмы.
Рис. 2.3.1. Копинг-стратегии подростков
|
|
Таким образом, для подростков в большей степени характерна непродуктивная копинг-стратегия, т.е. они не устраняют стрессовое состояние, а напротив, способствуют его усилению. Поскольку у Вас представлены средние величины, то должно быть оценка достоверности различий, например, по Манна-Уитни.
Анализ особенностей социально-психологической адаптации и связанных с этим черт личности по К. Роджерса и Р. Даймона выявил следующие средние значения в целом по группе подростков: адаптация (160±34), дезадаптация (92 ± 33) (Вы путаете адапацию-дезадаптацию как результат с адаптивностью как индивидуальной особенностью), принятие себя (52,3±11,5), непринятие себя (15,4±3,6), принятие других (28,4±5,27), неприятие других (16,35±6,27), эмоцианальная комформность - подавление негативных эмоций и отказ от решения проблем. Феноменологически это можно описать как принятие решения «будь, что будет» и апатичное отстранение от проблемы. (26,65±6,59), эмоцианальный дискомфорт (19±9,4), внутренний контроль- используя названий копинг-стратегий Хайма, мы предполагаем, что подросткам с развитым внутренним контролем свойственны такие копинг-стратегии: сохранение самообладания, проблемный анализ (продуктивная КС), придача смысла, либо смирение через строгий самоконтроль. (60,7±10,25), внешний контроль (24,7±10,58), доминирование (11,2±4,7), ведомость (19,6±5,41).(рис.2.3.2.)
Рис. 2.3.2. Адаптивные механизмы подростков
Таким образом, для подростков характерны следующие особенности социально-психологической адаптации: выраженность преимущественно адаптации по сравнению с дезадаптацией, принятие себя, неприятие других, эмоциональный комфорт, внутренний контроль и ведомость.
|
|
Слабый анализ данных. Возьмите Ваш обзор литературы, тест и интепретации результатов, и исходя из этого, обсудите полученные результаты.
анализ результатов по методике «Анализ семейных взаимоотношений»,
Потворствование (5,40±2,037), доминирование (4,45±2,038), фобия утраты ребенка (4,00±2,128), неустойчивость стиля воспитания (3,75±1,209), предпочтение мужских качеств (2,90±1,917), чрезмерность санкций (2,90±1,447), минимальность санкций (2,90±1,021), игнорирование потребностей подростка (2,40±0,940), чрезмерность требований (2,35±1,268), воспитательная неуверенность родителей (2,25±1,585), неразвитость родительских чувств (2,20±1,196), недостаточность обязанностей подростка (2,15±1,348), предпочтение в подростках детских качеств (1,60±0,995), проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (1,45±1,234), вытеснение конфликта между супругами в сфере воспитания (0,80±1,005).ПИШЕШЬ ПОЧЕМУ 1 СТИЛЬ БОЛЬШЕ БАЛЛОВ ПОЛУЧИЛ, ПОЧЕМУ ВЫТЕСНЕНИЕ МИН.
В ПРИЛОЖЕНИЕ:
N | Среднее | Стд. отклонение | ||
Статистика | Статистика | Стд. ошибка | Статистика | |
вытеснениеконфликтамеждусупругамивсферевоспитания | ,80 | ,225 | 1,005 | |
проекциянаребенкасобственныхнежелательныхкачеств | 1,45 | ,276 | 1,234 | |
предпочтениевподросткахдетскихкачеств | 1,60 | ,222 | ,995 | |
предпочтениемужскихкачеств | 2,90 | ,429 | 1,917 | |
недостаточностьобязанностейподростка | 2,15 | ,302 | 1,348 | |
неразвитостьродительскихчувств | 2,20 | ,268 | 1,196 | |
воспитательнаянеуверенностьродителей | 2,25 | ,354 | 1,585 | |
чрезмерностьтребований | 2,35 | ,284 | 1,268 | |
игнорированиепотребностейподростка | 2,40 | ,210 | ,940 | |
доминирование | 4,45 | ,456 | 2,038 | |
чрезмерностьсанкций | 2,90 | ,324 | 1,447 | |
минимальностьсанкций | 2,90 | ,228 | 1,021 | |
фобияутратыребенка | 4,00 | ,476 | 2,128 | |
неустойчивостьстилявоспитания | 3,75 | ,270 | 1,209 | |
потворствование | 5,40 | ,455 | 2,037 | |
N валидных (целиком) |
А где хотя бы в % представленность разных стилей в целом по группе.
Таким образом, подростки анализируемой группы различались копинг-стратегиями, особенностями социально-психологической адаптации и особенностемями детско-родетельских отношений в их семьях.
Для проверки выдвинутой гипотезы был использован корреляционный анализ, результаты которого представлены в табл… (Приложение)
Были обнаружены следующие достоверные положительные связи:
- между стилем воспитания гиперпротекция положительная и следующими особенностями социально-психологической адаптации подростка: принятие других (г=0,526, при р=0,017), принятие себя (г=0,510, при р=0,021), уровень адаптации (г= 0,484, при р= 0,030), лживость (г=0,468, при р=0,037).
- между стилем воспитания потворствование и такими особенностями адаптации как эмоциональный комфорт (г=0,575, при р=0,008);
- между стилем воспитания недостаточность требований-запретов к ребенку отрицательное и такой особенностью адаптации как эмоциональный комфорт (г=0,550. при р=0,012).
Можно сделать вывод о том, что при высокой выраженности первой переменной наблюдаются высокие показатели по второй. Таким образом, положительная гиперпротекция со стороны родителей положительно отражается на уровне социально-психологической адаптации подростка, на его положительном отношении к себе и другим. В то же время такой стиль воспитания провоцирует лживость подростка, а эмоциональный комфорт подростка связан с потворствованием и недостаточностью требований-запретов, что может быть обусловлено и особенностями совладающего поведения.
Также былы выявлены связи между особенностями воспитания и копинг стратегими подростков (Вы исследовали связи, а не взаимосвязи. Это разные вещи и методы их исследования разные):
1 - положительные корреляциии между продуктивной копинг-стратегией подростка и предпочтением женских качеств в нем родителями (r=0,515, при р=0,020) и проекцией на ребенка собственных нежелательных качеств (г=0,597, при р=0,005);
|
|
2 - отрицательная связь между продуктивной копинг-стратегией подростка и предпочтением мужских качеств в ребенке (r=-0,522, при р=0,018). Таким образом, в воспитании подростков для развития продуктивных копинг-стратегий важен стиль воспитания, при котором обращается внимание на половую принадлежность (девушкам поощряется женственность - эмоциональность, нежность, хрупкость, искренность, юношам мужественность - смелость, твердость, стойкость, агрессивность,) предоставляется личная свобода.
3 - отрицательная взаимосвязь между относительно продуктивной копинг-стратегией подростка и чрезмерной требовательностью родителей (r=-0.450, при р=0,046). Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, категоричность суждений и приказной тон, физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления. Необходимо сохранять доверительные отношения и оказывать ребенку моральную поддержку в любых жизненных ситуациях.
4- положительная взаимосвязь между непродуктивной коппинг-стратегией подростка и гипопротекцией в воспитании (r=0,546, при р=0,013). Таким образом, чем чаше родители прибегают к стратегии гипопротекции в ситуациях общения с ребенком, тем больше усиливается стрессовое состояние у ребенка, так как он прибегает к непродуктивной стратегии.
Итак, продуктивные копинг-стратегии вырабатываются у подростков тем успешнее, чем ниже их социальная дезадаптация и чем ниже выражена гиперпротекция в семье. Иными словами, в семьях, где больше внимания уделяется воспитанию ребёнка, ниже вероятность того, что у него сформируются продуктивные копинг-стратегии??? в подростковом возрасте. По-моему здесь ошибка!!!
В научной литературе много говорится о личностных особенностях мальчиков и девочек, юношей и девушек (ссылка). В связи с этим был проведен анализ половых особенностей копинг-стратегий подростков.
|
|
Для выделения отличительных особенностей копинг-стратегий юношей и девушек был использован метод сравнения средних в группах с помощью процедуры U Манна-Уитни.
Было выявлено значимое различие в выраженности относительно продуктивной копинг-стратегии (при p=0,23) (рис.2.3.3.)
Рис. 2.3.3. Выраженность относительно продуктивной копинг-стратегии у юношей и девушек
Таким образом, для юношей характерна помогающая в некоторых ситуациях копинг-стратегия, например, при небольшом стрессе.
На наш взгляд, подростки с таким личностным профилем имеют все шансы на то, что в будущем их копинг-стратегии перейдут в продуктивные (при удачно сложившихся обстоятельствах и позитивном жизненном опыте, при поддержке семьи).