Отзывчивость и взаимопонимание

Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений. В коллективе каждый должен быть уверен, что получит помощь и поддержку и сам чувствовать себя способным и готовым помочь товарищу. В основе взаимопомощи и отзывчивос­ти лежит направленность на другого человека. Это своего рода способы выражения сочувствия, сопереживания. Дет­ская отзывчивость проявляется в простых формах взаимо­помощи, в действиях, направленных на совместное преодо­ление каких-либо затруднений, в моральной поддержке,вумении и желании делиться игрушками, сладостями.

Проблема воспитания отзывчивости и взаимопомощи изучалась в дошкольной педагогике (Ф. С. Левин-Щирина, JI. А. Пеньевская, Т. И. Пониманская, М. Мирзаабдуллаева, А.М.Виноградова и др.) и детской психологии (Т.А.Ре­пина, А. Д. Кошелева, А. Г. Рузская и др.). Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте ребенок проявляет симпатию к другим детям, а к 3 годам малыши уже спо­собны по собственной инициативе откликаться на разное эмоциональное состояние сверстников (правда, если оно представлено ярко). Взаимопомощь младших дошколь­ников имеет специфические особенности как в формах вы­ражения, так и в побудительных причинах. Наиболее час­то она проявляется в утешении обиженного, огорченного товарища. Интересно отметить, что при ссорах, которые чаще всего в этом возрасте возникают из-за отнятой игруш­ки, нередко первым утешителем становится тот, кто как раз и отнял игрушку.

У детей четвертого года жизни отчетливо проявляются попытки оказывать друг другу помощь в самообслужива­нии, так как именно этим видом труда ребенок в этом воз­расте активно овладевает и, чему-либо научившись, стремится реализовать свои умения в качестве обучающего (свое­образная форма самоутверждения).

Формы взаимопомощи у детей пятого года жизни бо­лее разнообразны. Дошкольники уже помогают друг дру­гу в совместных играх, на занятиях, в быту. Более осно­вательными становятся мотивы оказания помощи: дети способны проникать в суть некоторых явлений, облада­ют большой наблюдательностью, соотносят факты пове­дения с усвоенными нормами. Дети 4 лет уже пытаются обучать друг друга способам действия, «воспитывать», поясняют свои указания, ссылаясь на знание нормы.

Однако на данном возрастном этапе дошкольники все еще не владеют способами оказания помощи, даже не все­гда понимают ее смысл. Так, воспитатель проводит бесе­ду о том, что значит помогать друг другу, и читает рас­сказ Н. Калининой «Вот так помог!» (Саша во время обе­да стал есть суп Леночки, которая ела очень медленно. Она заплакала, а Саша сказал: «Я суп не ел, я Леночке помо­гал»), На вопрос, действительно ли Саша помогал Леноч­ке, большинство детей отвечают утвердительно. Или вос­питатель рассказывает: «Шел заяц и нес на плече большую тяжелую морковь. За ним шел его друг-зайчик. «Как тя­жело зайцу нести морковку, - подумал он, - надо помочь». И стал понемногу отгрызать морковку. Грыз, грыз, пока всю не сгрыз. Помог!» Некоторые дети сразу понимают юмор и смеются, а некоторые считают, что это действи­тельно была помощь.

Следовательно, задачей воспитателя является формиро­вание у детей представлений о сущности такого важного явления, как взаимопомощь.

В силу того, что в среднем дошкольном возрасте, особен­но в первой половине пятого года жизни, дети уже овладе­ли многими навыками самообслуживания, они получают удовольствие от собственной самостоятельности. И если кто-то пытается делать для ребенка или за него то, чему он недавно научился, это вызывает протест. Дети не хотят при­нимать помощь, особенно если она исходит от сверстника. При этом они не владеют умением отказываться от предла­гаемой помощи тактично, что и становится причиной кон­фликтов. Задача педагога - учить дошкольников благодар­но принимать помощь и вежливо от нее отказываться.

Взаимопомощь старших дошкольников отличается боль­шей осознанностью и избирательностью. Они уже могут объяснить, когда и как стоит или не стоит оказывать помощь (не помогли товарищу потому, что он ленился, а не старался и потерпел неудачу).

Дети этого возраста охотно помогают малышам и взрослым, но с меньшим желанием - сверстникам. Дело в том, что в общении с малышами ребенка привлекает позиция старшего, «учителя». В общении со взрослыми позиция меняется: ребенок как бы становится маленьким, и, кроме того, совместная деятельность с любимым взрос­лым доставляет радость. Помощь сверстнику - это, как правило, действия, лишенные игры. Взаимопомощь час­то выступает как чисто трудовое действие. Педагогу сто­ит обратить внимание на воспитание у детей желания совместно трудиться, ответственно относиться к поручен­ному делу, проявлять инициативу и активность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: