Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений. В коллективе каждый должен быть уверен, что получит помощь и поддержку и сам чувствовать себя способным и готовым помочь товарищу. В основе взаимопомощи и отзывчивости лежит направленность на другого человека. Это своего рода способы выражения сочувствия, сопереживания. Детская отзывчивость проявляется в простых формах взаимопомощи, в действиях, направленных на совместное преодоление каких-либо затруднений, в моральной поддержке,вумении и желании делиться игрушками, сладостями.
Проблема воспитания отзывчивости и взаимопомощи изучалась в дошкольной педагогике (Ф. С. Левин-Щирина, JI. А. Пеньевская, Т. И. Пониманская, М. Мирзаабдуллаева, А.М.Виноградова и др.) и детской психологии (Т.А.Репина, А. Д. Кошелева, А. Г. Рузская и др.). Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте ребенок проявляет симпатию к другим детям, а к 3 годам малыши уже способны по собственной инициативе откликаться на разное эмоциональное состояние сверстников (правда, если оно представлено ярко). Взаимопомощь младших дошкольников имеет специфические особенности как в формах выражения, так и в побудительных причинах. Наиболее часто она проявляется в утешении обиженного, огорченного товарища. Интересно отметить, что при ссорах, которые чаще всего в этом возрасте возникают из-за отнятой игрушки, нередко первым утешителем становится тот, кто как раз и отнял игрушку.
|
|
У детей четвертого года жизни отчетливо проявляются попытки оказывать друг другу помощь в самообслуживании, так как именно этим видом труда ребенок в этом возрасте активно овладевает и, чему-либо научившись, стремится реализовать свои умения в качестве обучающего (своеобразная форма самоутверждения).
Формы взаимопомощи у детей пятого года жизни более разнообразны. Дошкольники уже помогают друг другу в совместных играх, на занятиях, в быту. Более основательными становятся мотивы оказания помощи: дети способны проникать в суть некоторых явлений, обладают большой наблюдательностью, соотносят факты поведения с усвоенными нормами. Дети 4 лет уже пытаются обучать друг друга способам действия, «воспитывать», поясняют свои указания, ссылаясь на знание нормы.
Однако на данном возрастном этапе дошкольники все еще не владеют способами оказания помощи, даже не всегда понимают ее смысл. Так, воспитатель проводит беседу о том, что значит помогать друг другу, и читает рассказ Н. Калининой «Вот так помог!» (Саша во время обеда стал есть суп Леночки, которая ела очень медленно. Она заплакала, а Саша сказал: «Я суп не ел, я Леночке помогал»), На вопрос, действительно ли Саша помогал Леночке, большинство детей отвечают утвердительно. Или воспитатель рассказывает: «Шел заяц и нес на плече большую тяжелую морковь. За ним шел его друг-зайчик. «Как тяжело зайцу нести морковку, - подумал он, - надо помочь». И стал понемногу отгрызать морковку. Грыз, грыз, пока всю не сгрыз. Помог!» Некоторые дети сразу понимают юмор и смеются, а некоторые считают, что это действительно была помощь.
|
|
Следовательно, задачей воспитателя является формирование у детей представлений о сущности такого важного явления, как взаимопомощь.
В силу того, что в среднем дошкольном возрасте, особенно в первой половине пятого года жизни, дети уже овладели многими навыками самообслуживания, они получают удовольствие от собственной самостоятельности. И если кто-то пытается делать для ребенка или за него то, чему он недавно научился, это вызывает протест. Дети не хотят принимать помощь, особенно если она исходит от сверстника. При этом они не владеют умением отказываться от предлагаемой помощи тактично, что и становится причиной конфликтов. Задача педагога - учить дошкольников благодарно принимать помощь и вежливо от нее отказываться.
Взаимопомощь старших дошкольников отличается большей осознанностью и избирательностью. Они уже могут объяснить, когда и как стоит или не стоит оказывать помощь (не помогли товарищу потому, что он ленился, а не старался и потерпел неудачу).
Дети этого возраста охотно помогают малышам и взрослым, но с меньшим желанием - сверстникам. Дело в том, что в общении с малышами ребенка привлекает позиция старшего, «учителя». В общении со взрослыми позиция меняется: ребенок как бы становится маленьким, и, кроме того, совместная деятельность с любимым взрослым доставляет радость. Помощь сверстнику - это, как правило, действия, лишенные игры. Взаимопомощь часто выступает как чисто трудовое действие. Педагогу стоит обратить внимание на воспитание у детей желания совместно трудиться, ответственно относиться к порученному делу, проявлять инициативу и активность.