Народные корни дидактической игры

Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей – восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидакти­ческие игры, были созданы своеобразные дидактические иг­рушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидак­тических игр и игрушек отразились особенности националь­ного характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Но можно проследить и нечто общее, свой­ственное всем дидактическим играм и игрушкам независи­мо от того, в каком уголке земного шара они возникли. В них отчетливо прослеживается сложившийся в представ­лениях разных народов взгляд на ребенка как на существо, которое нуждается для своего полноценного развития в по­знании окружающего мира, радостном настроении, эмоци­онально окрашенном общении с окружающими близкими ему людьми, в активных действиях, движениях, позволяю­щих раскрыться, проявить себя. С полным основанием мож­но считать народные дидактические игры воплощением гу­манного, уважительного, бережного отношения к силам, возможностям, тенденциям развития ребенка.

Народные дидактические игры обеспечивают взаимо­связь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для народных дидактических игр характерно четко выра­женное обучающее эмоционально-познавательное содер­жание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действий. Содержание игры собы­тийно, т.е. отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающее определенный эмоциональный отклик у ре­бенка и обогащающее его социальный опыт.

Классикой русской народной педагогики стали такие дидактические игры, как «Сорока-белобока», «Гули-гули», «Ладушки», «Прыгунки», «Фанты», «Барыня», «Краски» и многие другие. Из поколения в поколение передаются ди­дактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности и координации движений, формирования представлений о цвете, форме, величине, пространственном расположении предметов (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из ярких цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки). В со­держании и конструкции дидактических игрушек нашло выражение свойственное русской народной педагогике представление о воспитании у детей самостоятельности как важнейшей черты национального характера. Во многих игрушках заложена возможность самообучения ребенка через игровые действия, их повторность, поиск правильно­го решения задачи, достижение успешного результата. Спо­соб игрового действия часто подсказывается самой конст­рукцией народной дидактической игрушки, что отвечает задаче воспитания самостоятельности в игре.

В русской народной педагогике имеются дидактические игры и игрушки, предназначенные для детей разных возра­стов: от раннего до школьного. Они входят в жизнь ребен­ка очень рано - на первом году жизни. Мать, играя с ре­бенком 7-9 мес. от роду, привлекает его внимание к окру­жающим предметам, учит первым игровым действиям. Так, слушая «Сороку-белобоку», малыш перебирает пальчики своей руки, трясет мизинчик, которому не досталось каши за то, что он «мякинку не принес», «за водицей не ходил, дров не носил, кашку не варил», поднимает ручки к голове при словах «Шу, шу! На головку села!». А 2-летний малыш, охотно включаясь в игру-перекличку, учится говорить, уча­ствовать в диалоге, приобретает первые конкретные пред­ставления о нормах поведения. Простые рифмованные тек­сты, которые вызывают у слушающих желание их прогова­ривать, стимулируют несложные игровые действия, создают у малыша радостное настроение, удовлетворяют потреб­ность в активном познании окружающего мира.

Для детей постарше русская народная педагогика пред­назначает дидактические игры, в которых заложена возмож­ность развития активности, сноровки, инициативы, смекал­ки. Здесь находят выражение присущая дошкольникам по­требность в движении, в общении со сверстниками, заключается обильная пища для работы ума, воображения. Выдумка, шутка, юмор, оптимистический характер - отли­чительные особенности русских народных игр. Они приуча­ют ребенка преодолевать трудности, радоваться выигрышу, мужественно переносить неудачу. В каждой народной игре решается комплекс воспитательно-образовательных задач. Так, игра «Барыня», в которой много запрещающих правил («да» и «нет» не говорить, не смеяться, не улыбаться, черное с белым не выбирать), ненавязчиво учит ребенка выдержке, умению подчинять чувства рассудку; развивает память, гиб­кость мышления.

С течением времени народные игры подвергаются изме­нениям, которые вносят сами дети (обновляют содержание, усложняют правила, используют иной игровой материал). Варианты игр творят педагоги-практики. Опираясь на идеи, заложенные в народных играх, ученые создают новые ди­дактические игры, предлагают целые системы таких игр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: