Претензия (рекламация) – это документ, составляемый в результате нарушения или невыполнения условий договора и требующий какого-либо возмещения. По сути, претензия – это письмо.
Готовятся претензии юридическими, финансовыми службами организации.
Претензионное письмо включает заголовок «Претензия» и текст, в котором указываются:
- сущность претензии;
- ее сумма;
- документационное обеспечение (номера и даты договоров, товарно-транспортных накладных, коммерческих актов).
Предъявляются претензии в письменном виде с приложением всех документов, подтверждающих рекламацию.
Другая сторона направляет письменный ответ на претензию в случаях:
- претензия принята к рассмотрению;
- при полном или частичном удовлетворении претензии;
- при полном или частичном отклонении претензии.
Отказы от претензий обосновываются письменно со ссылками на законодательные акты и нормативные документы с приложением документов, имеющих юридическую силу.
2.Сущность искового заявления.
|
|
В случае неудовлетворения претензии пострадавшая сторона может обратиться в суд или арбитраж с соответствующим исковым заявлением.
Исковое заявление (иск) – это документ, содержащий просьбу о взыскании с ответчиков претензионных сумм в принудительном порядке.
В исковом заявлении предусматриваются следующие реквизиты:
- адрес суда;
- адреса сторон, проходящих по данному иску;
- существо дела и сумма иска;
- документы, подтверждающие правомерность иска.
Подписываются исковые заявления руководителем организации. Копия его направляется ответчику, который вправе предъявить иск третьему лицу.
Исковое заявление подается в суд или арбитражный суд в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности споров, установленными процессуальным законодательством.
К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры:
а) о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
б) об изменении условий или о расторжении договоров;
в) о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
г) о признании права собственности;
д) об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
е) о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;
ж) о возмещении убытков;
з) о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;
|
|
и) о защите чести, достоинства и деловой репутации;
л) об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;
м) о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;
н) о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.
Помимо экономических споров арбитражный суд рассматривает и иные дела, в т.ч.:
а) об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
б) о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем причины составления и сущность претензий?
2. Что такое исковое заявление? В каком случае оно составляется?