Основные направления перестройки государственного аппарата

С начала 1920-х годов деятельность большевистской власти в осуществлении НЭПа характеризуется потребностью в перестройке государственного аппарата и в совершенствовании советского законодательства. Поэтому деятельность Всероссийских съездов советов, ВЦИКа, его Президиума и Совнаркома были полностью связаны с задачами НЭПа. Переход от гражданской войны к мирному строительству потребовал более точного упорядочения функций государственных органов.

Президиум ВЦИКа значительно расширил свои полномочия, и теперь все проекты декретов совнаркома рассматривались и утверждались на заседаниях Президиума ВЦИКа. Совет труда и обороны в 1923 году был реорганизован в Экономическое совещание РСФСР, которому отвели деятельность по координации работы хозяйственных органов. Малый совнарком, состав которого утверждался Совнаркомом РСФСР, приобретает роль подготовительной комиссии совнаркома РСФСР, так как в основном работает над проектами декретов. По особым постановлениям СНК малому совнаркому поручалось ведение конкретных дел по отдельным вопросам международной политики РСФСР, по бюджету страны или проблемам обороны.

После гражданской войны управленческий аппарат на местах был значительно упрощен: городские исполкомы советов просто объединялись с уездными и губернскими исполкомами, городские советы часто вообще упраздняли. Так было до 1921 года, когда было принято решение о модернизации или совершенствовании системы органов советской власти. Перестройка государственного аппарата в условиях НЭПа выразилась в дальнейшем развитии всей системы советских органов и в расширении участия трудящихся масс в государственном строительстве.

В конце 1921 года ВЦИК разослал на места циркуляр об образовании специальных губернских комиссий для реорганизации советских органов. В 1923 году на места поступили два проекта по вопросу упрощения и сокращения аппаратов уездных исполкомов. Тем более, что число советских чиновников в сфере государственного управления к 1921 году значительно превысило количество чиновников дореволюционного времени. Теперь численность сотрудников в структурах государственного аппарата устанавливалась по 17 разрядам с переходом на тарифную сетку оплаты труда для советских служащих (так они стали именоваться во время НЭПа).

Постепенно началось восстановление избирательных прав отдельных категорий граждан, ранее лишенных такого права. Так, в результате демократизации избирательного законодательства право голосовать получили те, кто использовал наемный труд или трудовую аренду. В 1926 году степень участия избирателей на выборах в советы превысила 50 процентов.

В 1921 году для целенаправленного и комплексного планирования развития народного хозяйства создается Государственная общеплановая комиссия, сокращенно Госплан РСФСР. Принимается целая серия законодательных актов в области государственного управления промышленной сферой. Постепенно к началу 1929 года решения Госплана становятся обязательными в реализации экономической политики всей страны.

В связи с окончанием гражданской войны в 1923-1928 годах происходит реформа Рабоче-Крестьянской Красной армии. К концу 1923 года численность советских вооруженных сил значительно сократилась. В 1925 году введена система единоначалия, перестроена система подготовки военных кадров. Созданные в годы гражданской войны командные курсы были ликвидированы, а вместо них созданы военные школы для подготовки командиров среднего начальствующего звена. Были введены территориально-милиционные формы строительства армии. Территориально-милиционная система, установленная в ходе военной реформы, оставляла на государственном содержании только часть кадрового аппарата армии. Другая часть вооруженных сил была распущена по домам заниматься мирным трудом и собиралась ежегодно на военные сборы. Таким образом, советское государство экономило немалые денежные средства. Однако ради справедливости следует отметить, что такие военные сборы не обеспечивали высокого уровня боевой подготовки.

Следующая реформа произошла в системе правоохранительных органов. В мае 1921 года советским правительством рассматривался вопрос о том, что ВЧК в своей карательной деятельности применяет необоснованные жестокие репрессии по отношению к населению. Так как советская власть в стране укрепилась, необходимость в чрезвычайных карательных органах с широкими полномочиями отпала. С декабря 1921 года началась реорганизация органов ВЧК. В феврале 1922 года декретом ВЦИКа ВЧК и ее органы на местах были ликвидированы. При НКВД был создан новый орган – Государственное политическое управление, сокращенно ГПУ НКВД РСФСР. Возглавлял ГПУ нарком НКВД или один из заместителей наркома, которого назначал СНК. ГПУ боролось с контрреволюционной деятельностью, шпионажем, деятельностью иностранных разведок и белой эмиграции, бандитизмом, контрабандистами; в его функции передали охрану государственных границ и железнодорожных и водных путей сообщения. В распоряжение ГПУ были выделены войсковые части. ГПУ получило широкие полномочия: право обысков и арестов, право осуществлять своим аппаратом розыскные действия, не позднее двух недель со дня ареста предъявлять обвинение, в срок не позднее двух месяцев заканчивать следствие и передавать дело в суд или освобождать арестованного; получило ГПУ также право применять меры административного воздействия. Таким образом, внесудебные репрессии были отменены. В автономных республиках и губерниях, на транспорте были созданы отделы ГПУ. В 1923 году после объединения советских республик в единый союз было создано Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), председатель которого стал членом Совнаркома СССР с правом совещательного голоса.

В том же 1922 году было принято решение о реорганизации милицейских органов. Принимается Положение о НКВД РСФСР. Согласно этому Положению создается Главное управление милиции. В губерниях и крупных городах, в уездах и волостях создаются милицейские управления. Их главной задачей является охрана общественного порядка и пресечение правонарушений. Поскольку в годы НЭПа резко возрос уровень уголовной преступности, то в 1922 году в составе НКВД создают самостоятельную оперативную структуру - Управление уголовного розыска. В 1923 году милицию, уголовный розыск и аппарат ЗАГСов переводят в подчинение Центрального административного управления НКВД РСФСР. На местах милиция переходит в подчинение административным отделам губернских, городских и уездных исполнительных комитетов советов.

В 1924 году происходит реорганизации системы наркоматов. В связи с созданием СССР были созданы 5 общесоюзных наркоматов, такие как наркомат иностранных дел, наркомат военных и морских дел, наркомат внешней торговли, наркомат путей сообщения, наркомат почт и телеграфов. Отдельную группу наркоматов составили объединенные наркоматы - наркомат продовольствия, наркомат труда, наркомат финансов, ВСНХ и Рабоче-крестьянская инспекция. В республиках с 1924 года стали действовать республиканские наркоматы: НКВД, наркомат юстиции, наркомат земледелия, наркомат просвещения, наркомат здравоохранения, наркомат социального обеспечения и другие наркоматы.

В ведение НКВД передают местам лишения свободы, то есть тюрьмы и лагеря, для управления которыми в структуре НКВД создают Главное управление мест заключения или ГУЛАГ. В конце 1920 годов власть пришла к мнению о том, что можно использовать бесплатный труд заключенных как экономический фактор развития народного хозяйства страны.

В начале весны 1922 года наркомат юстиции РСФСР выработал проект Положения о прокуратуре. Возрождение органов прокуратуры было продиктовано тем, что в период НЭПа остро встал вопрос о строгом надзоре за законностью в стране. В конце мая 1922 года ВЦИК издал декрет о Положении о прокурорском надзоре, которое вступило в силу с 1 августа 1922 года. Согласно названному Положению о прокурорском надзоре в составе наркомата юстиции была создана прокуратура. Возглавил прокуратуру нарком юстиции. В ее компетенцию был включен надзор за соблюдением законности всеми государственными органами, в том числе ГПУ, организациями, учреждениями, должностными лицами и отдельными гражданами (частными лицами). Во все губернии были назначены губернские прокуроры и их заместители.

В мае 1922 года была создана советская адвокатура. При губернских органах юстиции создавались коллегии защитников, членов которых утверждали губернские исполнительные комитеты. Адвокаты защищали обвиняемых по уголовным делам, представляли интересы сторон в гражданских делах и консультировали население по юридическим вопросам. Но следует признать, что советская адвокатура периода НЭПа была в основном бесправна. В том же 1922 году были созданы нотариат и арбитражные комиссии. Нотариат регистрировал сделки с недвижимым имуществом. Арбитражные комиссии рассматривали хозяйственные или имущественные споры между промышленными предприятиями.

В ноябре 1922 года было принято Положение о судоустройстве РСФСР. Создается трехзвенная судебная система, которая включала в себя народные суды как суды первой инстанции, губернские суды и Верховный суд РСФСР. Судьи и заседатели народных судов избирались из рабочих, крестьян и служащих Красной армии. Эти суды рассматривали практически все дела. Губернские суды явились кассационной инстанцией по отношению к народным судам. Верховный суд РСФСР стал кассационной инстанцией по делам об особо опасных преступлениях по отношению к губернским судам. Состав Верховного суда избирался ВЦИКом РСФСР. Он включал структурно коллегии по уголовным делам, по гражданским делам, по военным преступлениям. Количество военных трибуналов было значительно сокращено в связи с окончанием гражданской войны. После образования СССР в 1922 году был создан Верховный суд СССР. Во всех союзных республиках были созданы республиканские верховные суды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: