Тема 4. Психология профессиональной деятельности юриста

1. Психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста.

2. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста: психология осмотра места происшествия, проведения следственного эксперимента, проверки показаний на месте, обыска, предъявления для опознания.

3. Коммуникативная подструктура профессиональной деятельности юриста: общие социально-психологические закономерности общения, проблемы установления психологического контакта и проведения допроса. Психологические приемы установления ложного высказывания.

4. Организационно-управленческая подструктура профессиональной деятельности юриста.

Доклады:

1. Психологические особенности проведения допроса взрослых и несовершеннолетних правонарушителей.

2. Психодиагностические признаки ложных показаний (лжесвидетельства).

3. Коммуникативная компетентность судьи, адвоката, прокурора как фактор успешности профессиональной деятельности.

4. Проблемы установления психологического контакта в процессе профессионального общения юриста.

5. Психологические основы профессиональной деятельности судьи.

6. Профессиограмма личности судьи, прокурора, адвоката.

Практическое занятие по теме 4 может проводиться в форме психологического тренинга «Общение в профессиональной деятельности юриста».

Цель тренинга: формирование навыков эффективного общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, формирование умения управлять выражением своих эмоциональных реакций и чувств, развитие навыков установления контакта и поддержания взаимопонимания с окружающими, умения выстоять в ситуации агрессивного воздействия и наладить взаимопонимание с трудным партнером по общению.

1. Принятие правил поведения в тренинге, обсуждение целей и программы тренинга.

2. Упражнение «Знакомство»: цель – развитие навыков активного слушания, толерантности и сплоченности группы; процедура – каждый участник по очереди (в кругу) называет свое имя, а потом качества, которые помогают/мешают ему при общении с другими людьми.

3. Упражнение «Пересядьте те, кто …»: цель – снятие напряжения, сплочение группы; процедура – участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.

Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим (любым) признаком. Этот признак он называет. Например: «Пересядьте все, у кого есть сестры», – и все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит игру».

4. Краткая беседа о невербальных средствах общения (поза и жесты). Цель – расширение знаний по данной теме.

5. Упражнение «Установление контакта»: цель – развитие невербальных навыков общения, умение анализировать поведение собеседника. Процедура – все участники сидят в кругу.

Инструкция: «Сейчас мы будем работать над проблемой установления контакта. Один из участников (по желанию) выйдет из кабинета. Когда он вернется, ему нужно будет определить, кто из участников готов к установлению контакта. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установить контакт или об его отсутствии следует после того, как Вы посмотрите на человека».

6. «Каков мой собеседник?»: цель – улучшение групповой атмосферы, сокращение дистанции между участниками тренинга, развитие навыков вербального общения (в т.ч. умения высказывать свою точку зрения), умения оценить индивидуально-психологические особенности собеседника. Процедура – упражнение выполняется в парах.

Инструкция: Данное упражнение включает несколько заданий.

Задание 1. В течение 2 минут молча смотрим друг на друга.

Задание 2. Каждому из вас дается 3 минуты, в течение которых Вы должны рассказать своему собеседнику, кого Вы видите перед собой. Рассказ надо начать словами: «Я вижу перед собой …» и дальше говорить только о внешнем облике, не включая в рассказ оценочных понятий, а также слов, которые содержат информацию о личностных особенностях человека. Потом Ваш собеседник рассказывает о Вас.

Задание 3. Каждому из Вас дается 3 минуты для того, чтобы рассказать своему собеседнику, каким он был, с Вашей точки зрения, когда ему было 5 лет. При этом можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера.

Задание 4. Каждому из Вас дается 3 минуты для того, чтобы рассказать своему собеседнику, какой он, с Вашей точки зрения, человек. Вы можете говорить обо всем, что соответствует ответу на вопрос: «Каков человек мой собеседник?».

После завершения упражнения целесообразно провести рефлексию эмоционального состояния участников тренинга. Группе можно задать вопросы:

1) Что Вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе?

2) Выполнение какого из 4 заданий у Вас вызвало наибольшие трудности?

3) Какие впечатления возникли у Вас в ходе выполнения упражнения?

6. Ролевая игра «Мировое соглашение»: цель – развитие навыков убеждения в процессе коммуникативного взаимодействия, отработка навыка аргументации своей точки зрения, формирование навыка рефлексивного слушания; процедура – работа мини-группах по 3 человека. Роли: судья, истец и ответчик. Сюжет игры: две бабушки-соседки. Одна из них пролила другую и причинила материальный ущерб в размере 8 тысяч рублей. Задача судьи – убедить истца и ответчика придти к мировому соглашению.

7. Заключительное упражнение «Комплименты»: цель – обобщение знаний друг о друге, сплочение группы, развитие умения управлять выражением своих эмоций; процедура – участники сидят в кругу. Инструкция: «Давайте скажем друг другу комплименты. Сделаем это так. Посмотрите на своего соседа слева и скажите ему комплимент».

Литература:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: