double arrow

Американская социология: основные этапы развития

В 20-е гг. XX в. центр социологических исследований смещается в США. Главным предметом американских исследований было изучение процесса социализации людей, большинство из которых были мигрантами из Европы. В работе Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» были разработаны основные методологические принципы конкретно-социологических исследований, которые сохраняют свою актуальность и по сей день. Другим предметом исследований в США были проблемы труда и управления. Ф. Тейлор (1856–1915 гг.) провел исследование на предприятиях и создал первую в мире систему научной организации труда. Другим исследователем, обогатившим социологию труда и управления, стал Э. Мэйо. На основе Хоторнских экспериментов им была разработана доктрина «человеческих отношений». В рамках этой доктрины сформулированы следующие принципы:

1) человек – социальное существо, включенное в контекст группового взаимодействия;

2) жесткая иерархия и бюрократическая организация противоестественны природе человека;

3) для повышения производительности труда необходима прежде всего ориентация на удовлетворение потребностей людей;

4) индивидуальное вознаграждение должно быть подкреплено моральными стимулами.

Другим «отцом» американской социологии стал Уильям Грэм Самнер (1840–1910 гг.).

Эти исследователи первыми утвердили либерализм в качестве основной доктрины социологической школы. Лидерами второго поколения чикагской школы были Парк и Берджесс. Главной темой исследования этих ученых стали проблемы урбанизации, семьи, социальной дезорганизации и маргинальности.




Другим отличием американской социологии от европейской является ее связь с социальной психологией. Их не интересовало то, что скрыто внутри разума и что не поддается точному измерению. Их привлекало то, что проявляется в поведении людей. Так появился бихевиоризм(от англ. behavior – поведение), подчинивший себе в первой половине все социальные науки. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенному взгляду на общественную жизнь.

На границе социологии и психологии была создана концепция потребностей А. Маслоу. Он создал иерархию потребностей от низших физиологических до высших духовных. Потребности каждого нового уровня становятся актуальными лишь после того, как удовлетворены предыдущие.






Сейчас читают про: