В 20-е гг. XX в. центр социологических исследований смещается в США. Главным предметом американских исследований было изучение процесса социализации людей, большинство из которых были мигрантами из Европы. В работе Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» были разработаны основные методологические принципы конкретно-социологических исследований, которые сохраняют свою актуальность и по сей день. Другим предметом исследований в США были проблемы труда и управления. Ф. Тейлор (1856–1915 гг.) провел исследование на предприятиях и создал первую в мире систему научной организации труда. Другим исследователем, обогатившим социологию труда и управления, стал Э. Мэйо. На основе Хоторнских экспериментов им была разработана доктрина «человеческих отношений». В рамках этой доктрины сформулированы следующие принципы:
1) человек – социальное существо, включенное в контекст группового взаимодействия;
2) жесткая иерархия и бюрократическая организация противоестественны природе человека;
|
|
3) для повышения производительности труда необходима прежде всего ориентация на удовлетворение потребностей людей;
4) индивидуальное вознаграждение должно быть подкреплено моральными стимулами.
Другим «отцом» американской социологии стал Уильям Грэм Самнер (1840–1910 гг.).
Эти исследователи первыми утвердили либерализм в качестве основной доктрины социологической школы. Лидерами второго поколения чикагской школы были Парк и Берджесс. Главной темой исследования этих ученых стали проблемы урбанизации, семьи, социальной дезорганизации и маргинальности.
Другим отличием американской социологии от европейской является ее связь с социальной психологией. Их не интересовало то, что скрыто внутри разума и что не поддается точному измерению. Их привлекало то, что проявляется в поведении людей. Так появился бихевиоризм (от англ. behavior – поведение), подчинивший себе в первой половине все социальные науки. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм исследования и количественных методов анализа ведет к упрощенному взгляду на общественную жизнь.
На границе социологии и психологии была создана концепция потребностей А. Маслоу. Он создал иерархию потребностей от низших физиологических до высших духовных. Потребности каждого нового уровня становятся актуальными лишь после того, как удовлетворены предыдущие.