Формальная» школа социологии Г. Зиммеля, Ф. Тенниса и В. Парето

Представитель «формальной» школы социологии Г. Зиммель (1858–1918 гг.) предлагал изучать «чистую форму», фиксирующую в социальных явлениях самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирически преходящие. Понятие «чистая форма» тесно связана с веберовским идеальным типом – выступает инструментом познания общества и методом социологии, исключающим из исследования иррациональные факторы: чувства, эмоции и желания. Это позволяет исследовать область идеального, освобожденного от морализаторских оценочных суждений. Чистая форма – это отношения между индивидами, рассматриваемые отдельно от психологических факторов. Социальный тип – это совокупность сущностных качеств человека, которые становятся характерными с силу включения в определенного рода отношения.

Немецкий социолог Ф. Теннис (1855–1936 гг.) выделил два вида человеческих связей: сообщество (община), где господствует непосредственно личные и родственные отношения, и общество, где преобладают формальные институты. Каждая социальная организация объединяет в себе качества как общины, так и общества, поэтому эти категории становятся критериями классификации социальных форм. Другим основным компонентом социологической концепции Тенниса было учение о социальных нормах. Социолог классифицировал их на три категории:

1) нормы социального порядка, основанные на общем согласии;

2) правовые нормы, определяющиеся нормативной силой фактов;

3) нормы морали, устанавливаемые религией или общественным мнением.

В. Парето (1848–1923 гг.) рассматривал общество как систему, постоянно находящуюся в состоянии постепенного нарушения и восстановления равновесия. При этом эмоциональная сфера человека, рассматривалась как основа социальной системы.

Социолог выделял два типа социального действия в зависимости от мотивации факторов:

1) логическое социальное действие осуществляется на основе разума и норм;

2) нелогическое социальное действие характеризуется незнанием людей истинных объектов связей между явлениями.

Важным феноменом общественной жизни в социологии Парето стала элита – «избранная часть населения, принимающую участие в управлении обществом». Элита не является постоянной и в обществе происходит процесс ее смены. Круговорот элит – это процесс взаимодействия между членами общества, в результате которого происходит изменение состава избранной части населения путем вхождения в нее членов из низшей системы общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: