Тема 1. Структура общения и его составляющие

Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.

При изучении темы необходимо рассмотреть следующие дидактические единицы: понятие общения, виды общения, деловое общение, стороны общения, восприятие и понимание в процессе общения, общение как коммуникация, общение как взаимодействие, средства общения: вербальные и невербальные, искусство общения, коммуникативные приемы и навыки.

При изучении восприятия рассмотреть особенности восприятия пространства, ошибки восприятия. Уточнить, что общение определяется тем представлением о партнере, которое складывается в восприятии. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

При изучении темы выделить составляющие общения как коммуникации и как взаимодействия. В процессе рассмотрения коммуникативной стороны общения определиться с тем, что все средства общения делятся на две большие группы: вербальные (словесные) и невербальные. В социально-психологических исследованиях разработаны различныеклассификации невербальных средств общения, к кото­рым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

Рассмотреть кратко основные невербальные средства общения, особенности вербального общения. Схему потери информации рекомендуется проработать на практическом занятии.

При анализе общения как взаимодействия уточнить, что лавное содержание общения – это воздействие на партнера. В общении происходит постоянная реакция на действия другого.

Одним из возможных способов понимания общения, которое дает возможность увидеть смысл и содержание и своих действий, и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации общения ведущий и кто – ведомый. Рекомендуется рассмотреть трансакционный анализ, представленного именами Э. Берна, Т. Харриса, Д. Джонджевилла.

При переходе к более конкретной характеристике взаимодейст­вий в деловом общении рассмотреть этапы общения и их задачи.

Рассматривая вопрос «искусство общения», представить его тремя элементами: субъект – процесс – объект. Указать, что большинство рекомендаций по общению в бизнесе и менеджменте сводится к обсуждению среднего звена этой триады – к процессу общения, причем чаще всего в одну сторону: от субъекта к объекту, при этом подчеркнуть, что общение – процесс, как минимум, двусторонний.

В рамках темы познакомить студентов с общей формулой успешного общения, представленной с социальной психологии предлагается: 5 – У.

Литература по теме:

1. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. Избранные труды. -М., 2003.

3. Добрович А. Общение: Наука и искусство? М., 1996

4. Кон И.С. Социальная психология М.,2000.

5. Леонтьев А.А. Психология общения.- 2-е изд. испр. и доп.-М., 2003.

6. Ночевник М.Н. Человеческое общение.- М.:, 2000.

7. Психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.- М., 2003.

8. Социальная психология и этика делового общения.- М., 2002.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: