Как музыкальное образование не учит музыке в общеобразовательных школах, а организации, призванные ее спасать ее не спасают

Нужны ли музыкальному образованию дополнительные средства?

Не смотря на то, что большая часть людей в современном мире является музыкально безграмотной (не владеющей ни одним инструментом, не способной читать нотный текст, петь по нотам и записывать музыку), количество организаций, цель которых – развивать музыкальное образование и способствовать его процветанию, продолжает расти. Прочитайте «Призвание» любого музыкального или музыкально-педагогического сообщества. Там вы прежде всего найдете слова о важности и необходимости музыкального образования и спасения музыки как искусства.

Казалось бы все просто: спасти от неграмотности людей может эффективное обучение музыке в публичных школах. Если школы с этой задачей не справляются, нужно пересмотреть школьную программу, пересмотреть методы обучения детей, найти наиболее эффективные и внедрить их в школьную практику. Однако все не так просто! На самом деле, спасение музыки, по мнению таких организаций, зависит от количества закупленных книг, музыкальных инструментов и проведенных человеко-часов в школьном классе, а также разъяснения родителям, администрации и правительственным структурам о том, как важно музыкальное образование. Но то, что музыкальное образование, которое мы пытаемся спасти, на самом деле никого не образовывает, остается почему то за рамками обсуждаемых тем.

Сотни тысяч людей ведут кипучую деятельность в музыкальной педагогике, они проводят миллионы часов в классах школ, собираются на ежегодных конвенциях, рассылают красочные брошюры о влиянии музыки на мозг человека, ведут протоколы собственной деятельности, издают ноты и книги, участвуют в маршах в защиту музыкального образования. Казалось бы, усилия стольких людей должны были сдвинуть музыкальное образование с мертвой точки за столько лет. Но налицо результаты работы этих организаций – музыкально безграмотное общество, воспитание детей без живой музыки, неспособность матерей сыграть колыбельную своим детям, неумение учителей в детских садах сыграть простейшие детские песенки своим подопечным, неумение подростков записать на листке бумаги собственную музыкальную композицию, тотальное преобладание примитивных форм музыки (в основном в жанре песни) на концертных эстрадах, общество, не рождающее новых «моцартов и бетховенов» и теряющее интерес к серьезным формам музыки вообще.

Когда я беседую с музыкальными преподавателями или членами музыкальных организаций, многие из них переключают разговор с эффективности обучения музыке на вопросы субсидирования музыкальных программ, пытаясь объяснить низкий уровень обучения недостатком денежных вложений. Тогда я задаю им вопрос: если вложения сокращают, значит раньше денег вкладывалось больше? Как же такое могло произойти, что в те времена, когда нам платили больше, мы не научили музыке поколение, из которого вышел музыкально необразованный президент, равнодушные к языку музыки сенаторы и конгрессмены – мы сами своими руками вырастили поколение людей, считающих, что музыкальлное образование – это неоправданная роскошь. Ничего не посеяв, как мы можем рассчитывать на всходы?

Возможно, моя мысль многим покажется кощунственной. Но мы – музыкальные педагоги – заслужили то, что происходит в современном обществе с музыкой. Деньги на музыкальное образование будут сокращаться и музыкальные классы будут сворачиваться до тех пор, пока мы не научимся учить детей эффективно. Таков закон рынка – неэффективные виды работы так же и оплачиваются. Если музыка до сих пор еще не вычеркнута их программ публичных школ, то только благодаря общечеловеческой вере в важность музыкального образования. В реальности в нашем обществе очень мало людей, которые могли бы подтвердить эту идею собственным конкретным примером. Потому что людей, владеющих музыкальным языком – единицы.

Если химия основывается на Таблице Менделеева и не содержит раздела «средневековой алхимии», математика основывается на таблице умножения и на арабских цифрах, а не на римских (хоть такие тоже были изобретены человечеством), то в основополагающих вопросах музыкальной педагогики до сих пор полный разброд и шатание. Так, до сих пор идут споры, как правильнее называть музыкальные ноты – «звуками музыки» – До, Ре, Ми или буквами алфавита; чем является музыка – языком или видом искусства и что является музыкальным образованием – разговоры о музыке или само музицирование.

При этом почему-то принято считать, что музыкальная педагогика в общих чертах давно сформировалась и все, что остается делать учителю – это выбрать наиболее подходящий для его мировоззрения курс обучения и приступать к работе с учеником.

Музыкальная педагогика современности находится на уровне языковой грамматики средневековья, когда большинство популяции в Европе совершенно не умело читать и писать. Одним из признаков феодальности музыкального образования является его избирательность и низкая продуктивность, кастовость и недемократичность.


Я не знаю ни одного современного курса обучения музыке, который способен бы научить музыкальному чтению и письму любого человека независимо от его музыкальной одаренности, в то время как основам математики, чтения и письма мы учим всех без ограничений. Музыка занимает большую часть жизни любого человека, но при этом обучение ее языку доступно только избранным. Ситуация с музыкальным образованием настолько тяжелая и запущенная, что большая часть общества даже не представляет, что может быть как то иначе. Потерять можно только то, что когда-то имел. Общество не будет бить тревогу по музыкальному образованию, пока не станет музыкально образованным. До тех пор, пока мы не научимся учить всех детей читать и писать на музыкальном языке, эта ситуация будет ухудшаться с каждым днем и музыку вытеснят из общеобразовательной школы вообще.

Учить или снабжать?

Когда мне наконец удалось довести свою методику и программу обучения до уровня, при котором целые классы школьников свободно играпи на фортепиано, читали музыкальный текст, пели по нотам и записывали мелодии, мне с колоссальным трудом удавалось завоевать интерес средств массовой информации, для которой музыкальное образование – пустой звук, ибо сами журналисты – такие же выпускники школ как и все, поэтому они вынесли только один урок о музыкальном образовании: научиться читать ноты – это сложно, дорого и избирательно и этот материал малоинтересен музыкально безграмотному большинству.

Мне приходилось совершать «цирковые трюки», обучая в открытом эфире детей за 15 минут играть на фортепиано двумя руками или демонстрируя моих 2-х и 3-х летних детей, играющих сложные произведения Баха. Но даже не смотря на это глубокого интереса моя методика не вызвала даже среди профессионалов, мне не позвонил ни один преподаватель музыки, ни один профессор унивеситета! Уверенность в том, что музыка – это искусство и обучать ее языку стоит исколючительно избранных - способных и заинтересованных - укрепилась в среде профессионалов настолько, что сама идея всеобщей музыкальной грамотности кажется сказкой, не заслуживающей серьезного отношения.

Музыкальная педагогика, расписавшись в собственном бессилии научить музыкальной грамоте «неодаренных» людей, сделала ставку на “hardware” – музыкальные инструменты, музыкальную аппаратуру и музыкальные аксессуары - якобы способные приобщить широкие слои населения к музыке.

Однако если вы купите в ваш дом самый дорогой рояль и все инструменты симфонического оркестра, там не появится музыки. Там появится груда ненужных вещей. Только человеческая способность играть на музыкальных инструментах может сделать их полезными в доме. Обилие нотной литературы само по себе не увеличит количество людей, которые способны ее читать. А учебники, которые не способны учить, так и останутся ненужной макулатурой. Движущей силой прогресса в музыкальном образовании может быть только и исключительно музыкальная грамотность людей.

Можно потратить еще много миллиардов долларов на покупку новейшей аппаратуры и инструментов в публичные школы, на проведение тысяч конвенций и презентаций музыкальной “hardware”, можно увеличить количество музыкальных часов в публичных школах и завалить школьные дистрикты бубнами и барабанами – до тех пор, пока мы не научимся эффективно учить каждого ребенка петь по нотам, читать с листа, играя обеими руками на фортепиано хотя бы простейшие песенки все эти затраты будут пущены на ветер, как это было в течение не одного десятка лет. Наверное, самым эффективным вкладом времени и денег был бы вклад в методологию обучения музыке как языку и поиски наиболее эффектиных способов обучения детей чтению и записи музыки в условиях общеобразовательной школы.

Чем отличаются уроки О музыке от уроков музыки и как одно мешает развиваться другому

Однажды одна моя знакомая, сын которой – «композитор» – или сочинитель песенок в стиле поп, наивно воскликнула: «Я не понимаю, как он может быть таким великим композитором! Он же нигде не учился музыке и совершенно не знает музыкальной грамоты!» В ее словах были и гордость за достижения ее сына (музыка которого становится все более популярной), и искреннее недоумение. Другой мой знакомый - диск-жокей уверял меня в том, что он является музыкантом и «создает музыку» не хуже каких-то занудных дирижеров и исполнителей-инструменталистов.

Корни этих заблуждений уходят в наше публичное образование, которое гордо именует уроки в публичных школах «уроками музыки», хотя на самом деле это и близко не соответствует реальности. Мы сами внушаем детям, что музыкальное образование – это и есть та околомузыкальная деятельность, которой они занимаются в школе, не обучаясь музикальному языку как таковому. Мы врем детям и учим их врать самим себе с самого раннего детства, что музыка – это пение песен, движения под музыку и игра на шумовых инструментах, а также рассказы о композиторах. Так возникает уверенность, что люди, которые способны придумать и напеть несложные попевки, которые не в силах даже записать, являются «выдающимися композиторами», а дискжокеи, которые потом эту музыку «исполняют», жонглируя этими песенками, «выдающимися виртуозами – исполнителями».

Все это напоминает мне сказку Андерсена о «голом короле». И вот я беру на себя ответственность сказать вам: господа, король голый. Называйте уроки в общеобразовательной школе, как угодно, но только не уроками музыки.

Уроки музыки – и уроки о музыке – это совершенно разные понятия. Пора бы уже обозначить разницу и раз и навсегда разобраться с этим вопросом.

Уроки музыки – это обучение музыкальному чтению в Скрипичном и Басовом ключе одновременно, музыкальному письму и как конечный результат – музыкальному мышлению, выраженному в способности не только исполнять музыку, но записывать и сочинять ее. Иными словами, урок музыки учит … музыкальному языку, как урок анлийского учит языку английскому - умению петь и играть по нотам и выражать на этом языке собственные мысли, грамотно и осознанно оформляя их.

Уроки музыки для начинающих в США проводятся большей частью частными преподавателями в музыкальных студиях или на дому. Они в большинстве случаев никак не поддерживаются государством. Вся ответственность за качество и уровень уроков лежит на плечах самих преподавателей музыки. Результаты этих уроков никем не контролируются и не проверяются. Отбор учеников для уроков музыки происходит по социально-экономическому принципу: кто платит – тот и учится. Желающих оплачивать частные уроки музыки составляет около 5-10% населения и эта цифра стремительно падает в связи с падением интереса к музыкальному образованию вообще

Большая часть населения страны с низким уровнем доходов не обучается языку музыки вообще. Сложившаяся система музыкального образования дискриминирует детей, родители которых не в состоянии оплатить музыкальное образование и является чрезвычайно несправедливой к людям низкого достатка.

Не в лучшей форме находятся и учителя музыки – профессионалы, владеющие ее языком. Согласно результатам статистики Федерального Бюро по трудоустройству США от 2000 года, частных преподавателей насчитывается около 40% от общего количества преподавателей музыки и их средняя зарплата составляпет $19,590 в год.

Для большинства профессиональных музыкантов преподавание музыки для начинающих является одним из самых «неблагодарных» источников заработка, потому что он нестабилен, трудоемоок и низко эффективен. Поэтому большинство из них, обучая начинающих музыке, как правило имеют дополнительный источник доходов, часто даже не связанный с музыкой. Музыкальная педагогика в классах частных преподавателей находится в плачевном состоянии, считается, что достаточно уметь играть самому, чтобы начинать учить детей музыке. Мало кто из музыкантов – исполнителей имеет хоть какие то сведения о таких науках как методика, психология музыкального восприятия или педагогика. Владея одним языком чтения нот – буквенным – многие преподаватели не способны мыслить на другом – языке сольфеджио.

Уроки о музыке – это все остальное, что не обучает музыкальному языку непосредственно: пение песен, хлопание в ладоши, игра в шумовых оркестрах, разговоры о музыке и разучивание теоретических правил. Уроки о музыке не учат основам музыкального языка и их целью является подача общих сведений о музыке как искусстве. Уроки о музыке предлагаются детям в общеобразовательных школах бесплатно и охватывают большую часть популяции учащихся. Обучение навыком игры на инструментах и чтения нот с листа в публичных школах появляются в большинстве случаев только в средней и высшей школе отборочно и в тот период развития детей, когда уже поздно что то менять в сформировавшемся мировоззрении. Как правило это уроки обучения игры на инструменте для коллективного музицирования в небольших бэндах или оркестрах.

Средний заработок преподавателей О музыке хоть и не очень высокий, но более стабильный – 36,740 в год (данные из того же источника). Музыканты этой группы пользуются поддержкой государства, они имеют оплачиваемые отпуска и другие социальные привелегии.

Считается, что уроки О музыке способны прививать у детей любовь к музыкальному искусству и вызывать интерес к более профессиональному обучению музыке. Этого за редким исключением не происходит. Уроки о музыке, ничему не обучая, ничего и не пробуждают, они не убеждают учеников в необходимости знания нотной грамоты и поэтому неудивительно, что из невежества не рождается ничего, кроме большего невежества.

Владение навыками чтения нот и игры на инструменте является скорее исключением, чем правилом в современном обществе, что влечет за собой стабильное… падение интереса к частным урокам – обучению музыкальному языку - вообще. В конечном счете это приводит к падению экономического и профессионального уровня частных учителей музыки.

Созданная система музыкального образования медленно, но верно вытесняет из музыкального искусства профессионалов, от которых зависит развитие этого искусства, поощряя узаконенную музыкальную безграмотность в виде уроков О музыке в публичных музыкальных школах поддерживаемых государством.


Круг замыкается. Выход из него только один – реформа музыкального образования в общеобразовательном секторе и распространение уроков музыки при сворачивании уроков О музыке. О том, что происходит в большинстве классов публичных школ в настоящее время – следующая глава.

УРОКИ О МУЗЫКЕ, ИЛИ КАК МЫ НЕ УЧИМ МУЗЫКАЛЬНОМУ ЯЗЫКУ

Сочинение и импровизация:

Посадите за инструмент обезьяну и вы увидите, что такое «сочинение» и «импровизация» в общеобразовательной школе или что происходит, когда телегу ставят впереди лошади

Сочинение и импровизация – это чрезвычайно сложный, самый высокий уровень музыкальной деятельности, требующий умения мыслить на музыкальном языке и эти мысли внятно излагать на музыклаьном инструменте или голосом, а также записывать нотами. Они требуют достаточно развитой координации исполнительского аппарата, знания музыкальной грамматики, понимание логики музыкального развития, но самое важное - способности мыслить музыкальными образами. Такая база подготавливается после пропевания, проигрывания и записи множества музыкальных произведений наизусть и с листа, множества слуховых и координационных тренировок.

В противном случае можно смело посадить за рояль обезьяну и назвать ее музыкальные экзерсисы «импровизацией» и «композицией», достаточно только худо-бедно колотить по клавишам.

«Сочинения» и «импровизации» учащихся начальных музыкальных классов, запланированные в большинстве курсов обучения США, как правило содержат не больше смысла, чем оркестр обезьян, с той разницей, что, если обезьян учить бесполезно, то у детей много шансов провести время более плодотворно. Но проводя бесценное время за бесполезными занятиями, работая над «импровизациями» и «сочинениями» тех, кто не имеет ни малейшего контроля над собственными действиями, мы строим соты в ущелье скалы, не заботясь о меде. Очень интересно, о чем думали составители школьных программ, в которых разделы «импровизация» и «композици» они помещаю до выучивания нот первой октавы?

Я еще не видела ни одного урока английского в начальной школе, где бы учитель давал детям, не умеющим еще читать и писать, писать сочинение. Наверное, в том, что литература начинается с чтения вслух и по слогам, потом переходит в чтение про себя, потом обрастает правилами, а уж потом переходит в написание эссе, есть много здравого смысла! Куда же этот здравый смысл девается в музыкальной педагогике?

Теория музыки:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: