Лекция 1. Музыкальная педагогика как область научного знания

Л Е К Ц И И

По дисциплине

«Музыкальная педагогика и психология»

Тематика курса

Музыкальная педагогика [С. 2- 85].

Музыкальная педагогика как область научного знания

Идеи музыкально-эстетического воспитания и обучения в истории европейской музыкальной культуры

Музыкальное воспитание и образование в России: становление и развитие, тенденции, системы

Зарубежные системы музыкального воспитания

Фортепианное обучение как художественно-воспитательная дисциплина

Музыкальная исполнительская (фортепианная) педагогика

Педагогика музыкального восприятия

Мировая музыкальная педагогика в эпоху глобализации

Музыкальная психология [С. 86 - 192]

Раздел 1. Музыкальная психология как научная дисциплина

Лекция 1.1. Музыкальная психология: этапы становления, предметная область, направления

Раздел 2. Психология музыкальной деятельности

Лекция 2.1. Музыкальная деятельность: виды, структура, механизмы

Лекция 2.2. Психология музыкального творчества

Лекция 2.3. Психология восприятия музыки

Лекция 2.4. Психология музыкальных способностей. Онтогенез музыкальных способностей

Раздел 3. Психология музыкального сознания

Лекция 3.1. Музыкально-познавательные процессы психики личности

Лекция 3.2. Музыкальное мышление: виды, сущность, развитие

Лекция 3.2. Музыкальное сознание: понятие, исторические формы

Музыкальное сознание общества и личности

Раздел 4. Психология музыкального образования

Лекция 4.1. Психологические основы музыкального обучения (-)

Лекция 4.2. Психологическая характеристика методов обучения (-)

Лекция 4.3. Психолого-диагностические методы в музыкально-образовательном процессе

Раздел 5. Психология музыкально-педагогического общения

Лекция 5.1. Преподавание музыки. Процесс общения в музыкальной деятельности

Музыкальная педагогика

Лекция 1. Музыкальная педагогика как область научного знания

План

1. Курс «Музыкальная педагогика и психология»: цель, задачи

2. Музыкальная педагогика: объект и предмет изучения, задачи

3. Основные понятия музыкальной педагогики

4. Источники изучения музыкальной педагогики

5. Принципы музыкального образования

1. Содержание курса «Музыкальная педагогика и психологии» предполагает:

- изучение процесса развития музыкальной педагогической и психологической теории и практики в контексте эволюции музыкальной культуры и искусства;

- выделение базовых основ музыкально-педагогической и психологической практики благодаря выявлению сущностных особенностей музыки как явления культуры;

- учета в развитии музыкальной педагогики и психологии принципов и закономерностей общей педагогики и психологии.

Центральное место в курсе отводится изучению концепций музыкального воспитания, развития и образования, получивших признание мировой и отечественной общественности. Содержание курса базируется на использовании культурологического, исторического, деятельностного и музыковедческого научных подходов.

Цель дисциплины – сформировать у студентов систему научных знаний и практических навыков в сфере музыкально-педагогической и исполнительской практики посредством изучения истории, теории и методики музыкального воспитания и обучения, а также основ музыкальной психологии.

В результате изучения дисциплины у студента должна сложиться система научных представлений о методологических и теоретических основах музыкальной педагогики и психологии; усвоено содержание основные зарубежных и отечественных методик музыкального воспитания, образования и развития;

Студент должен:

умет ь:

- осуществлять профессиональную музыкальную деятельность с учетом ее педагогических и психологических аспектов;

- анализировать состояние музыкального воспитания, обучения и развития учащихся, корректировать его;

владеть:

- системой музыкально-педагогических и музыкально-психологических умений и навыков;

- методами изучения музыкальных способностей воспитанников;

- методами управления их музыкальной культурой.

Основная цель курса «Музыкальная педагогика и психология»:

- систематизировать теоретические знания в области музыкальной эстетики, педагогики и психологии;

- ознакомить студентов с различными методиками музыкального воспитания, образования и развития детей;

- сформировать потребность в изучении психических явлений и процессов, продуцируемых музыкой, уметь их анализировать;

- вооружить знанием осуществления механизмов психической деятельности, закономерностей музыкального творчества и музыкального восприятия;

- ознакомить с методами диагностики и формирования музыкальных способностей детей;

- сформировать у студентов-музыкантов исполнительского профиля систему музыкально-педагогических и психологических знаний, умений и навыков, позволяющих им успешно осуществлять в будущем профессиональную деятельность в решении психолого-педагогических задач музыкального воспитания, воспитания, образования и развития.

Освоение содержание курса обеспечит продуктивное изучение частных методик музыкального воспитания, обучения и образования, во всех видах музыкальных практик.

Курс «Музыкальная педагогика и психология»связан с такими сферами научного знания как культурология, философия музыки, музыкальная эстетика, история музыки, теоретическое музыкознание, музыкальная социология. Освоение содержания курса происходит в процессе взаимодействия с музыкально-теоретическими и историческими дисциплинами, анализом музыкальных произведений и др.

Задачи курса:

- освоение историко-теоретических знаний и практических навыков в области музыкальной педагогики и психологии;

- выявление структуры музыкальных способностей и особенностей их развития на разных возрастных этапах;

- анализ особенностей эмоционально-волевой сферы и психомоторных проявлений музыканта;

- изучение музыкально-познавательных процессов психики;

- анализ психологических особенностей личности и музыкальной деятельности учащихся и педагога;

- выявление психологических механизмов творчества личности в процессе музыкальной деятельности;

- характеристика психологических особенностей ребенка и проявлений музыкальности, творческих способностей в процессе музыкальных занятий;

- выявление психологических основ обучения языку музыки;

- изучение психологии музыкально-педагогического общения;

- установление психологических особенностей организации музыкально-педагогического процесса, психолого-диагностических методов музыкально-образовательного процесса;

- изучение особенностей музыкальной семантики как выражения психических закономерностей, зафиксированных в музыкальных произведениях различных стилей и жанров, которые определяют протекание процесса формирования музыкального восприятия и способов музыкального мышления;

- выявление общих и индивидуально-психологических закономерностей психофизиологических процессов, вызываемых музыкой.

Общий объем дисциплины «Музыкальная педагогика и психология» составляет … часов, из них – лекционных, … - семинарских и практических, … часов самостоятельной работы студентов в V-VI семестрах.

2. Музыкальная педагогика (англ. Music Pedagogy) представляет собой отрасль педагогической науки, которая занимается изучением и разработкой наиболее эффективных форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, формирования творческих умений, практических навыков и музыкального опыта в различных сферах музыкального искусства.

Объект изучения музыкальной педагогики - процесс музыкального образования и воспитания личности будущего музыканта.

Предмет исследования музыкальной педагогики – совокупность всех форм организации, методов и средств, материальных и нематериальных атрибутов музыкального обучения и воспитания, из которых формируется целостный комплекс профессиональной подготовки педагога-музыканта.

Музыкальная педагогика, с одной стороны – это специальная область педагогики, а с другой - комплексная наука, базирующаяся на научных данных из сфер музыкальной философии, музыкальной эстетики, музыкальной психологии и социологии, ее содержание направлено на развитие отдельных музыкальных задатков и способностей субъекта обучения, формирование его личности в целом.

Задачи изучения музыкальной педагогики:

- ознакомиться с достижениями отечественной и зарубежной музыкальной педагогики в ее историческом контексте;

- освоить сущность основных понятий музыкальной педагогики;

- ознакомиться с наиболее известными системами и методиками музыкального воспитания и обучения разным видам музыкальной деятельности.

3. Основные понятия музыкальной педагогики

Музыка относится к выразительным видам искусств. Специфический предмет музыкального отражения – это эмоциональное отношение человека (и общества) к миру в его динамичном выражении в разнообразных проявлениях. Музыка – «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев). Музыка моделирует разнообразные эмоционально-психологические состояния человека в системе музыкально-звуковых образов, транслируя которые, в процессе их звукового воссоздания, определенным образом воздействует на воспринимающих (слушателей). Содержательная сущность музыки – воссоздание в музыкальных произведениях разных жанров и стилей, через систему художественных (музыкальных) образов человеческих интонационно-эмоциональных движений и чувствований. Восприятие и оценка таких эмоционально-чувственных моделей действительности способствует формированию у слушателей развитых духовных чувств, эстетических и художественных ценностей и идеалов.

Музыка относится к динамичным видам искусства (наряду с литературой, театром, кино, танцем). Музыкальное искусство процессуально по своей сути. Музыкальное содержание и музыкальная форма разворачиваются во времени, подчиняясь логике своего развития. Содержание музыкальных произведений, форма его воплощения трансформируются в контексте определенных художественных направлений и стилей.

Музыка – исполнительское искусство, т.е. предполагает посредников между музыкальным произведением как результатом творчества композитора и его восприятием слушателями. Основные виды музыкальной деятельности – создание музыкального произведения (музыкальное творчество), воссоздание (исполнение), восприятие (слушание). Каждый из этих видом музыкальной деятельности представляет собой сложный творческий процесс.

Музыкальная педагогика – отрасль педагогической науки (общей педагогики), изучающей особенности образования, обучения и воспитания средствами музыкального искусства. Процесс музыкального образования и воспитания личности имеет конкретно исторический характер и происходит в соответствии с основными законами развития общей педагогики.

Музыкальное воспитание – процесс передачи и усвоения музыкальных знаний и умений, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей и способностей, музыкального вкуса, художественно-эстетических идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность.

Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы в условиях общеобразовательной школы. Музыкальное воспитание осуществляется на уроках музыки и в процессе внеклассной музыкально-эстетической работы в современной общеобразовательной школе. Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной школы. Музыкальное воспитание (в широком смысле) также должно охватывать всех обучаемых музыке, т.е. составлять фундаментальную основу для музыкального обучения детей в системе начального музыкального образования (музыкальные школы, школы искусств).

Музыкальное обучение – это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом. Музыкальное обучение направлено на овладение обучаемыми такими знаниями и умениями и навыками, которые бы отвечали уровню музыкального образования. Музыкальное обучение осуществляется как государственными учебными заведениями, так и негосударственными, или частными, а также физическими лицами.

Музыкальное образование это процесс и результат усвоения музыкальных знаний, умений и навыков соответствующего уровня овладения музыкальными явлениями в аналитико-теоретическом и практически исполнительском аспектах. Музыкальное образование функционирует в диалектическом взаимодействии институций создания и накопления музыкального опыта общества с процессами передачи и усвоения этого опыта будущими музыкальными специалистами. Музыкальное образование регулируется соответствующими законодательными актами государства, которые определяют его содержание, основные принципы, формы развития музыкальной культуры в обществе.

Закон – точные условия, форма движения вещи.

Закономерности – это тенденции в повторяемости событий.

Закономерности музыкального образования – объективные причины, которые характеризуют существующую связь между общественными и музыкальными явлениями или процессами, без которых невозможно эффективное осуществление музыкального обучения и воспитания.

Закономерности музыкального образования – это:

- соответствие содержания музыкального обучения и воспитания уровню развития музыкальной культуры современного общества;

- зависимость процесса музыкального обучения и воспитания от экономических условий обеспечения развития национальной музыкальной отрасли;

- ориентированность содержания музыкального обучения и воспитания на национальные музыкальные традиции.

4. Формы организации музыкального обучения и воспитания:

- внешние характеристики музыкального учебно-воспитательного процесса, определяющиеся видами и характером музыкально-эстетической деятельности его участников;

- практические занятия (уроки музыки, музыкальные занятия), концерты, лекции, фестивали, конкурсы и др.

Общие методы музыкального обучения и воспитания – взаимодействия между участниками музыкального учебно-воспитательного процесса, во время которых во время которых происходит передача и усвоение обучаемыми музыкальных знаний, умений, навыков практической деятельности и развитие их личностных музыкально-эстетических качеств.

5. Источники изучения музыкальной педагогики

1. Музыкально-педагогический опыт прошлого (институты создания, накопления и сохранения музыкально-эстетических идей и образцов музыкальных явлений в истории развития художественной культуры).

2. Творческое наследие деятелей музыкальной культуры (научные труды, музыкальные произведения, исполнительское мастерство, результаты общественной, просветительской и музыкально-педагогической деятельности).

3. Современные музыкально-педагогические явления и научные исследования:

- опыт практической деятельности музыкальных учебных заведений по воспитанию и подготовке профессиональных музыкантов, отдельных творческих школ, методик музыкального обучения и воспитания;

- передовой научный музыкально-педагогический опыт (результаты научно-экспериментальной работы исследователей в поисках эффективных технологий оптимизации музыкального обучения и воспитания (НИИ ХВ, лабораторий, отдельных ученых и коллективов исследователей).

6. Принципы музыкального образования:

- основные теоретические идеи (или требования), на которых базируется учебно-воспитательный процесс;

- доступность музыкального обучения и воспитания для каждого человека, независимо от пола, национальности, вероисповедования;

- равенство условий каждого человека для полной реализации его музыкальных способностей и всестороннего развития;

- гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;

- связь национальной и мировой художественной (музыкальной) культуры;

- взаимосвязь с опытом музыкального образования других стран;

- свобода в выборе форм организации, методов и средств музыкального обучения и воспитания;

- научность – музыкальное образование должно базироваться на основе передовых научно-исследовательских (исторических, теоретических, методических) достижений музыкально-теоретической мысли и практической исполнительской деятельности;

- ступенчатость и непрерывность (начальное, среднее профессиональное, высшее музыкальное образование);

- креативность – создание необходимых условий для активного, максимально инициативного музыкального творчества.

Движущие силы музыкального образования – совокупность мотиваций и диалектических противоречий, взаимодействие которых обеспечивает качество и эффективность музыкального обучения и воспитания. Мотивации – это совокупность мотивов и стимулов, которые побуждают личность к определенной деятельности. Мотивы – материальные, социальные, морально-психологические. Диалектические противоречия – между имеющимися и желаемыми музыкальными знаниями, умениями и навыками, постоянное преодоление которых обеспечивает эффективность музыкального обучения и воспитания.

Литература

1. Закс Л. Музыка в контексте духовной культуры // Критика и музыкознание. – Л., 1987. – Вып. 3. – С. 46-48.

2. Ермакова Г. Музыка в системе культуры // Искусство в системе культуры. – Л., 1987. – С. 148-155.

3. Каган М. Искусство // ФЭС. – М.: «Сов. энциклопедия», 1983. – С. 222-223.

4. Каган М. Музыка в мире искусств // Сов. музыка. – 1987. - № 3. – С. 66.

5. Каган М. О месте музыки в современной культуре // Сов. музыка. – 1985. - № 11. – С. 2-9.

6. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. – М., 1976.

7. Неверов В. Педагогические принципы в преподавании искусств в школе // Искусство и школа / Сост. А.К. Василевский. – М.: Просвещение, 1981. – С. 33-50.

8. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1976.

9. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. – М., 1972.

10. Сохор А.И. Музыка как вид искусства. – М., 1970.

11. Тельчарова Р. Музыка и культура (личностный подход). – М., 1986.

12. Шестаков В. Проблемы эстетического воспитания: Очерки истории. – М., 1973.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: