Свсм н тк т слжн – чтть бз глснх

а потом без согласных

ое е а о о о и а е о а ы

Как видите, о смысле слов в первой строчке можно догадаться по согласным звукам, но смысл сказанного по гласным во второй строчке понять совершенно невозможно!

Гласные в речи служат для связи согласных и удобства произношения слов с помощью воздушной волны, образующейся в гортани, а также помогают человеку отразить в речи ее мелодику, эмоции и чувства. Диапазон «мелодий» гласных в разговорной речи очень небольшой, чтобы гортань не уставала, а также потому, что давать звукам речи точную высоту не имеет большого смысла. Дело в том, что носителем «кода» или смысла звучания слова являются согласные звуки - они служат достаточно хорошим ориентиром для различения словосочетаний и помогают отличить одно слово от другого.

Музыка родилась от распевания гласных звуков разговорной речи. Она появилась тогда, когда наделила их новым качествами – определенной высотой и длительностью. Зачем людям понадобилось петь? По этому поводу существует множество теорий: кто-то считает, что пение придумали охотники, которые устраивали переклички голосом, охотясь, скажем, за мамонтами, другие думают, что распевание гласных возникло при собирании кореньев с целью не забрести на опасное от племени расстостояние, третьи считают, что музыка возникла от эмоционального выражания состояния аффекта. Я думаю, что скорее всего музыкальное исполнение гласных появилось от желания человека чувствовать себя не таким одиноким и слабым перед лицом окружающего его мира. Только музыкальный звук – звук определенной высоты способен объединить голоса разных людей в одно целое, а последовательность этих звуков может быть всеми выучена и повторена в унисон, что немаловажно для чувства слияния с другими, осознания человека как части чего то более значимого и большого.

Откуда берутся гудошники и как с ними бороться.

Известный профессор психологии Московского университета А.Н. Леонтьев написал множество научных работ о специфике восприятия речи и музыкальных звуков. Одно из его открытий относится к разгадке проблемы «музыкально бездарных» людей и причине неумения некоторых слышать звуки по их высоте. По утверждению ученого, мы воспринимаем речь на темброво – артикуляционном уровне. Причем под «тембровостью» ученый подразумевает не окраску голоса говорящего – поющего, а окраску гласных звуков. Оказывается, наше восприятие «приписывает» гласным высоту звучания. Так, если спеть на одной высоте буквы «У» и «И», восприятие многих из нас отнесет «У» к более низкому тону, чем «И». Каждый ребенок в первую очередь развивает «речевой слух», потому что первое, чему он учится – это говорить. Развитие же музыкального слуха во многом зависит от окружения и обстоятельств.

Впервые мысль о том, что музыкальный слух – дар не врожденный, а приобретенный, я обнаружила, читая книгу Масару Ибуку «После трех уже поздно»: «Ребенок, воспитанный мамой, у которой нет музыкального слуха, тоже вырастет без слуха. – написал известный всему миру основатель фирмы «Сони» Он утверждает, что плохой слух не заложен генетически, хотя этот недостаток и может передаваться от родителей к детям.

«Предположим, что у мамы нет слуха, - пишет Ибуку, - а ребенок каждый день слушает ее колыбельную песенку с совершенно неправильной мелодией. Он запомнит эту мелодию и, используя ее как образец, тоже будет петь неправильно. А когда мама это услышит, она скажет, что у ее ребенка слуха нет и вообще слух – это божий дар. Если бы Моцарта и Бетховена воспитывали такие мамы, плохой слух был бы им гарантирован.»

Вначале мысль Ибуку показалась мне несколько категоричной и не подтвержденной никакими научными исследованиями. Правда, еще обучаясь в бывшем СССР я знала об известный преподавателях музыки и хора, которые с помощью специальных вокальных упражнений развивали слух и голос самых безнадежных учащихся. Таким из «волшебников» своего дела является Дмитрий Ерофеевич Огороднов – московский преподаватель хоровик.

Однажды Огороднов провел интересный эксперимент в московской школе-интернате №42. Вот что об этом пишет «очевидец» событий – автор статьи об Огороднове С. Козырев «Еще совсем недавно все его ученики были самые что ни на есть настоящие "гудошники", фальшивили страшно, ну а петь в хоре и со сцены даже не помышляли. Этому обстоятельству Огороднов был даже рад - для "чистоты эксперимента" совсем неплохо. Тем показательнее оказался результат. В интернате теперь есть хор.»

Показательно, что в работе с учениками Огороднов опирается прежде всего на работу с гласными звуками. Вот как это описывается в статье Козырева:

«Удивительны эти превращения, но еще более невероятна метода Дмитрия Ерофеевича. Чтобы научить связки работать правильно, ребята сначала поют звук "у", дирижируя себе по необычной схеме, нарисованной на листке. Это даже не учеба, а игра в звуки. Он так и называет эти замысловатые вензеля с ромашками - алгоритм постановки голоса. Программа уроков построена на двух-трех привычных ребятам нотах, на которых у них строится речь. В них, как в зерне, заложены все их будущие голоса. После чего и развивается и "ставится" голос, обнаруживается музыкальный слух у самых безнадежных учеников. А вот памятка к алгоритму: "Голос - не звук, а души выраженье, выражай ее свободно, непринужденно... Песню не "разучивай", а вокально озвучивай". Были у него ученики, которых не принимали даже в музыкальную школу. Сейчас многие из них учатся в консерватории, в институте культуры.»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: