Развитие музыкального глазомера

Все ноты на нотоносце графически разнятся по одному простейшему признаку – ноты на линейках и ноты между ними. По какому-то странному недоразумению ни одна из известных мне методик не содержит упражнений, которые бы нацеливали глаз начинающего на определение разницы между ними на лету!. Музыканты, свободно читающие ноты с листа, в первую очередь видят считывают ноты по их расположению на линейках и между ними. Так, например если они видят шесть нот между линейками подряд, никому из них не приходит в голову вычислять название каждой ноты. Рука автоматически берет аккорд через одну клавишу. Или например сочетание двух нот на линейке и между линейками подразумевает мышечную реакцию руки на «пропускание» четного количества клавиш, а сочетание однородных нот – нечетной

Пример

Профессиональное чтение нот должно опираться на графический рисунок текста, который считывается глазами буквально на подсознательном уровне. Но для этого тренировкой зрения ученика надо заниматься в самом начале обучения, чтобы сделать зрение – точкой опоры в видении музыкального текста. До сих пор этот навык складывается «сам по себе», если складывается вообще. Часто можно видеть грустную картину, как пытаясь сыграть новое произведение «с листа», ученик буквально «сидит» на каждом аккорде, пытаясь прочесть каждую ноту по отдельности и потом найти соответствующие клавиши на инструменте. Это убивает саму суть музыкального чтения, которое должно происходить в хорошем темпе, достаточном для понимания музыкальной мысли по аналогии с чтением книг.

Решение проблемы графического прочтения в принципе очень просто и меня удивляет, почему оно было не придумано до сих пор. Достаточно двух контрастых цветов, чтобы дать зрительному восприятию начинающего необходимую точку опоры. Поскольку для большинства людей (за исключением дальтоников) восприятие цветов является прочно усвоенным навыком, то этот прием помогает сосредоточить внимаие именно на разнице между нотами, расположенными на и между линейками.

Опираясь на образнную ассоциацию: линейки - «твердь» и промежутки между ними - «воздух», я раскрасила ноты на линейках красным и отнесла их к группе «девочек», а ноты между линейками стали голубыми и получили название «мальчиков». *Начиная с 2-3 летнего возраста дети уже понимают разницу между полами и разделение мира на мальчиков и девочек для них естественно и понятно (в то время как различные цвета в этом возрасте только начинает совершенствоваться). Эта ассоциация «цепляет» и дети быстро откликаются на нее.* Самое важное, что с первых шагов начинающие получают важную установку для зрительного восприятия – установку на дифференциацию нот по их расположению на нотном стане. Впоследствии это решение станет хорошей визуальной точкой опоры при разучивании интервалов и аккордов.

Также в понимании разницы интервалов между нотами и развитию «музыкального глазомера» помогают специальные карточки, которые тренируют зрение начинающих на немедленное различение нот на линейках и между ними и определение количества пропушенных ступеней.

Иллюстрация

Тренировка музыкального зрения человека на охват линеек и пространств между ними, как единиц музыкального отсчета является чрезвычайно важным в развитии музыкального чтения. Но для того, чтобы понять, как это важно, преподаватель музыки должен понимать, как воспринимает нотные строчки неподготовленный взгляд его ученика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: