| Лексические средства | |
| Слова одной тематической группы | Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели. |
| Лексические повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов, употребление однокоренных слов | Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали. И наши ожидания оказались не напрасными. |
| Синонимы и синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения) | Особое значение для развития русского литературного языка имело творчествоА.С.Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи. |
| Антонимы (в том числе контекстуальные) | Недруг поддакивает. Друг спорит. |
| Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог, в заключение и т. п. | Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи. |
| морфологические средства связи | |
| Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений | За окном шумит дождь. Затов доме тепло и уютно. |
| Использование личных(в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений | Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения. |
| Использованиенаречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям | Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно. |
| Единство временных форм глаголов-сказуемых | Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелисьзвезды. |
| Использование степеней сравнения прилагательных и наречий | Место было прекрасное. Лучшеи придумать было нельзя. Мы оказались над облаками. Выше уже ничего не было. |
| синтаксические средства связи | |
| Синтаксический параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений | Юность — время надежд. Зрелость — порасвершений. (Предложения построены по одной и той же схеме) |
| Парцелляция (деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения | Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело. |
| Использование неполных предложений | — Знаете, о чем мы спорили? —О литературе, музыке, живописи. |
| Использование вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов | Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать. Можно ли забыть землю, на которой ты вырос? |
| Использование прямого и обратного порядка слов | Я приду вечером. Придуя, чтобы наконец увидеть тебя. |






