Функции молодёжных субкультур (молодёжной субкультуры) заключаются в следующем:
1) Самоидентификация – она осуществляется молодёжью, принадлежащей к субкультуре, через противопоставление «миру взрослых», обществу, сверстникам;
2) Социализация – происходит посредством восприятия и усвоения молодыми людьми специфических субкультурных норм и ценностей;
3) Просвещение как элемент социализации, реализующееся через понимание предпосылок формирования и развития данной субкультуры, её истории, основных деятелей, принципов и идеологии;
4) Самореализация – молодые люди осуществляют её через творчество, формирование особого стиля и образа жизни, свойственных субкультуре;
5) Легитимация конфликта и агрессии – многие субкультуры идеологически обосновывают правомерность и необходимость конфликта между её представителями и обществом. Таким образом, агрессивность, присущая многим молодым людям, оправдывается и возводится в доблесть (группировки скинхедов, естественно, не просто дерутся или убивают, а борются за право русских жить в своей стране);
|
|
6) Коммуникация. Принадлежность к субкультуре даёт возможность молодым людям найти круг общения, которого они очень часто лишены в семье, образовательных учреждениях, на работе и т.д. То, что это общение часто носит виртуальный характер (субкультура «хакеров»), в принципе, не имеет значения;
7) Организация развлечения и досуга. Субкультура обеспечивает проведение молодым людям свободного времени;
8) Компенсация маргинальности и исключенности – групповая субкультурная идентичность способствует адаптации молодых людей к низкому аутсайдерскому социальному статусу в обществе;
9) Социальные изменения. Эта функция реализуется уже не по отношению к молодёжи, а по отношению ко всему обществу. Очень часто под воздействием той или иной субкультуры изменяются и базовые ценности и институты общества.
В некоторой степени хиппи способствовали формированию большей толерантности в американском обществе по отношению к тем, кто одеждой и образом жизни отличается от большинства.
Под влиянием субкультур может меняться язык, в нём получают распространение некоторые слова, употребление которых ранее было свойственно лишь «посвященным» (например, лагерная лексика, вошедшая в 1990-е гг. в разговорную и даже литературную речь в России, слово «тусовка» из хипповской «Системы» и др.).
Как и любой институт общества, субкультура может быть в равной или в разной степени функциональна и дисфункциональна: «Некоторые из молодёжных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодёжной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.).