Глава 1. Молодежная субкультура: теоретико-методологические основы исследования

СОДЕРЖАНИЕ

 

  Введение …………………………………………………........... 3−7
Глава 1. Молодежная субкультура: теоретико-методологические основы исследования ……………............................................... 8−39
1.1 Сущность понятия «молодежная субкультура»……………… 8−17
1.2 Основные направления в исследованиях молодежной субкультуры: социологический анализ……………………….. 17−24
1.3 Типология молодежной субкультуры ………………………… 24−30
1.4 Функции молодежной субкультуры в современном обществе 30−39
Глава 2. Субкультура и ее влияние на современную украинскую молодежь ……………………………………………………….. 40−73
2.1 Особенности молодежи как социально-демографической группы ………………………………………………………….. 40−49
2.2 Роль субкультурных объединений и их влияние на молодежь 49−62
2.3 Основные тенденции развития молодежной субкультуры в Украине………………………………………………………….. 62−73
  Заключение ……………………………………………………... 74−80
  Список использованных источников …………………………. 81−85
  Приложение  

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение различных аспектов молодежной субкультуры очень актуально, и связано это, прежде всего, с тем, что молодежь является одной из наиболее подверженных влиянию социальных групп, а в условиях трансформации украинского общества именно от того, какими ценностями будет обладать молодежь, зависит развитие общества в целом.

Современные условия жизнедеятельности общества изменились, что требует внесения поправок в процессы формирования молодежных субкультур. В частности, следует в равной мере учитывать наличие как индивидуальных, так и коллективных потребностей и интересов молодежи, а также разрыв в социально-экономических условиях жизнедеятельности разных групп молодежи, проявляющийся в углублении социального неравенства.

Молодежный феномен ХХ столетия, как на начальном этапе своего появления, так и сейчас продолжает вызывать немало споров в различных областях исследования. Но, главным образом, его изучением занимается социологическая наука, успешно аккумулируя для этого, результаты исследования других гуманитарных наук.

Социологическое исследование молодежной субкультуры, повседневного взаимодействия основных носителей ее норм и ценностей позволяет вернуться к классическому парсонсовскому пониманию молодежной культуры как необходимой реальности, требующей детального изучения. Исследование молодежной субкультуры дает возможность получить новый пласт знаний о вербальной и невербальной коммуникации в молодежной среде, способах социально-символического кодирования повседневности, что способствует формированию устойчивых моделей взаимодействия молодых людей друг с другом и со взрослыми, активной социальной позиции молодежи как одной из самых креативных социальных общностей.

В таких условиях теоретическая социологическая интерпретация понятия, содержания и структуры молодежной субкультуры сквозь призму новейших тенденций в развитии общества представляется нам достаточно актуальной, обеспечивает понимание культурных норм и ценностей молодежи, способствует ее вовлечению в социальные процессы, формированию активной социальной общности, позитивно развивающей и преобразовывающей окружающую действительность.

Первые попытки исследования субкультуры нашли отражение в работах П. С. Алпатова, О. Н. Якубы, Л. Г. Сокурянской, И. М. Ильинского, Н. А. Победы, В. А. Головенько, С. В. Косарецкой, Н. Н. Слюсаревского, М. Шимановского [1, 67, 51, 17, 43, 13, 25, 49, 63].

Социологические аспекты исследования молодежной субкультуры отражены в работах В. Бобахо, С. Левиковой, К. Соколова, В. Лукова, Л. Михайлова, И. Кона, С. Иванова, Т. Лисовского, З. Сикевич, Т. Исламшиной, Ю. Давыдова, И. Роднянской, А. Мазуровой, В. Гусева, В. Филянова, Т. Курчашовой, Е. Куликова, С. Гогерчак, А. Ивановой, С. Гойдовой, которые рассматривают ее на основании трех факторов: демографического, межпоколенного и статусного. В ряде монографий и статей отечественных социологов анализируются отдельные проявления знаково-символического аспекта молодежного феномена, которые пока не приобретают вид определенной теоретико-методологической концепции, а носят поисковый характер [13, с. 18].

Определение степени изученности нашей проблемы предполагает выявление уровня исследований сферы молодежной жизнедеятельности, как сферы жизнедеятельности субъектов молодежных субкультур. Тема молодёжи освещена в трудах В. Н. Боряза, Д. М. Гилязитдинова, Е. А. Гришиной, В. В. Долгова, Г. С. Ентелиса, Ю. А. Зубок, И. М. Ильинского, А. И. Ковалевой, Л. Н. Когана, Е. А. Кривко-Апиняна, В. К. Криворученко, И. А. Кузьминой, В. Т. Левичевой, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, Л. И. Михайловой, К. Г. Мяло, И. Б. Роднянской, Б. А. Ручкина, В. Е. Семенова, И. Б. Сесюниной, З. В. Сикевич, С. Г. Спасибенко, И. А.Суриной, М. Топалова, О. Г. Филатовой, Ф. Р. Филиппова, В.И. Чупрова и других исследователей. Эти авторы в систематизации сведений о молодежи особо останавливаются на изучении вопросов ценностных ориентаций и социализации, формирования групп, влияния социальных факторов и специфических особенностей возраста на формирование сознания и отношения к действительности. Такие подробные исследования, без сомнения, свидетельствуют о высоком уровне познания молодежных проблем, однако, в отношении социальных взаимодействий молодежных субкультур и общества многие вопросы остаются нерешенными. В частности, это вопросы социального статуса, социальной роли и социального характера молодежи, решение которых имеет особую значимость при определении различий в результатах деятельности молодежи в условиях формирования молодежных субкультур разной социальной направленности [14, с. 75].

Возможность определить молодежные субкультуры как социально-управляемый объект дают работы, устанавливающие основные принципы и методологию социального управления. К таким работам относятся труды
Ю. П. Аверина, А. Г. Аганбегяна, Г. В. Атаманчука, В. Г. Афанасьева,
Е. М. Бабосова, В. Н. Иванова, П. Н. Лебедева, М. Маркова, A. M. Омарова,
И. М. Слепенкова, раскрывающие теоретико-методологические проблемы управления социальными процессами и обществом. Наряду с этим – это работы
С. И. Гончарука, Н. Е. Кобринского, В. Н. Садовского, в которых рассматривается возможность применения системного анализа к социальному управлению [5, с. 15]. Необходимо отметить, что хотя в планах социального развития, составленных в 70–80-е годы, акцентируется внимание на воспитании и обучении молодежи, однако эти планы имеют идеологическую основу, связанную с коммунистическим воспитанием молодежи [11, с. 25].

Современные условия жизнедеятельности общества изменились, что требует внесения поправок в систему целей и задач в социальном управлении, в том числе, и в процессы формирования молодежных субкультур. В частности, следует в равной мере учитывать наличие как индивидуальных, так и коллективных потребностей и интересов молодежи, а также разрыв в социально-экономических условиях жизнедеятельности разных групп молодежи, проявляющийся в углублении социального неравенства.

Объектом дипломной работы выступает молодежная субкультура.

Предметом исследования – современное состояние и проблемы молодежной субкультуры.

Цель работы заключается в определении состояния и выявлении проблем молодежной субкультуры в современных условиях развития общества.

Реализация этой цели ориентирует на постановку следующих задач:

1. Определить сущность понятия «субкультура» и выявить ее специфику в молодежной среде;

2. Рассмотреть основные направления анализа молодежной субкультуры и ее типы;

3. Проанализировать функции молодежной субкультуры в современном обществе;

4. Определить особенности молодежи как социально-демографической группы;

5. Выявить роль субкультурных объединений и их влияние на формирование личности;

6. Определить основные тенденции и проблемы развития молодежной субкультуры в Украине.

Теоретическая значимость работы состоит в систематизированном изложении материала описательного характера относительно молодежных субкультур в Украине, определении причин их возникновения, а так же выявлении основных тенденций и проблем развития украинской молодежной субкультуры.

Практическая значимость заключается в том, что материалы данной работы могут быть использованы как социальными психологами, так и лицами, работающими в сфере управления и молодежной политики для проведения работы внутри молодежных объединений, для разработки программы, ориентированной на изменение активной направленности в приемлемое социальное русло и профилактику девиантных форм поведения в молодежной среде.

Эмпирическую базу магистерской работы составили материалы социологического исследования, посвященных изучению мнения молодежи относительно различных аспектов их жизни, в том числе отношения к молодежным субкультурам и движениям, проведенного при участии автора в январе 2013 г. (опрос молодежи харьковского региона (n=351)), и материалы исследования, проведенного в 2009 году сотрудниками лаборатории проблем высшей школы Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия» по вопросам моральных практик в жизни современной молодежи (n=839).

Результаты исследования, изложенные в магистерской работе, отражены в статье «Неформальные объединения как один из факторов социализации молодежи», опубликованной в сборнике молодых ученых Народной украинской академии.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя 7 параграфов, заключения, списка использованных источников, состоящего из 67 источников, приложения и аннотаций. Общий объем работы – 86 страниц.


ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: