double arrow

Типология молодежной субкультуры

Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в одну систему признаков. Единой общепризнанной типологии молодежных субкультур до сегодняшнего дня не существует. В данной работе молодёжные субкультуры современного украинского общества нами типологизированы по различным критериям.

По причинам возникновения и направленностям на категории выделяют два вида молодежных субкультур:

- ингруппы – группы, с которыми молодой человек себя отождествляет;

- аутгруппы – группы, от которых молодой человек себя отделяет, ощущает свое отличие.

По специфике поведения членов группы выделяют:

- просоциальные – группы, которые не несут угрозу обществу, несут позитив и способствуют социальной адаптации молодёжи;

- асоциальные – несут критику каким-либо устоям общества, но это противостояние не носит крайнего характера;

- антисоциальные – не только подвергают критике общественные порядки и устои, но и стремятся их сокрушить [7, с. 201].

Толстых А. В. предложила следующую типологию молодежной субкультуры исходя из направлений деятельности молодых людей:

1. Политизированная субкультура, представители которой активно участвуют в политической жизни и имеют четкую идеологическую принадлежность. Т.е. своей целью такая субкультура ставит пропаганду определенных общественно–политических взглядов.

2. Эколого-этические субкультуры, при помощи которых молодежь занимается построением философских концепций и ведёт борьбу за окружающую среду.

3. Нетрадиционные религиозные субкультуры, для представителей которых присуще увлечение восточными религиями (буддизм, индуизм).

4. Радикальные молодежные субкультуры, которые отличаются от других субкультур организованностью, наличием лидеров старшего возраста, повышенной агрессивностью (криминальные молодежные группировки, скинхеды).

5. Субкультуры образа жизни – это группы молодых людей, формирующих свой образ жизнедеятельности (хиппи, панки).

6. Субкультуры по интересам, в которых состоят молодые люди, объединенные общностью интересов – музыкальных, спортивных и др.

7. Субкультура «золотой молодежи», которая характерна для крупных (чаще всего, столичных) городов – ориентирована на проведение досуга (одна из наиболее закрытых субкультур) [43, с. 88].

На наш взгляд, данная типология является весьма продуктивной. Она позволяет проследить, что является связующим звеном, объединяющим молодых людей в ту или иную молодежную субкультуру, поскольку явление молодежных субкультур связано со стремлением молодежи найти себе единомышленников и преодолеть сложности своего бытия не индивидуально, а в коллективной форме, ощущая поддержку себе подобных.

Фролов С. С. предложил следующую типологию субкультур:

1. Романтико-эскапистские субкультуры – ориентированы на уход от реальной жизни, построение собственных философских систем (хиппи, толкиенисты, индианисты, байкеры).

2. Анархо-нигилистические группы – отвержение общепринятых стандартов, критическое отношение ко многим явлениям жизни (анархисты, панки).

3. Развлекательно-гедонистические группы – ориентированы на обеспечение досуга («золотая молодежь», рейверы, сноубордисты, рэперы).

4. Криминальная субкультура – ориентирована на противостояние закону и правопорядку (готы, скинхеды, банды, гопники) [59, с. 312].

Российский исследователь молодежной субкультуры Нигматулина Г. А. в одной из своих работ предлагает типологизировать молодежные субкультуры по характеру проявления в обществе. Она выделяет толерантные типы субкультуры (субкультура, отстраненная от внешнего мира и не демонстрирующая своего отношения к нему); нигилистические (субкультура, демонстрирующая свой собственный стиль и ценности, но не в качестве протеста, а как альтернативу); негативно настроенные (демонстрирующие свое отрицательное отношение к господствующей культуре, но не стремящиеся ее разрушить); агрессивные (представляющие активные протесты против существующей культуры) [34, с 126]. Эта типология представляется нам очень конструктивной, поскольку она позволяет выявить отношение конкретной субкультуры к обществу.

Исследователь Т. В. Латышева в своей работе типологизирует молодежные субкультуры по стадиям их внутреннего развития. Согласно данной типологии выделяются субкультуры прошлого (40–80-е гг. ХХ века, например, не существующие в настоящее время стиляги). Реанимированные субкультуры (воспроизводящие стилистику субкультур 60–90-х гг. ХХ века, их идеология и ценностные ориентации подверглись значительной трансформации, например, хиппи, готы) зародились много десятилетий назад и сейчас не теряют популярности [29, с. 45]. Данная типология представляется нам весьма ценной, поскольку позволяет выделить этапы становления молодежных субкультур и проследить их эволюцию.

Поскольку молодежная субкультура динамична и изменчива, создаваемые типологии являются правомочными для конкретного исторического времени и социума. Такой подход характерен и для следующей типологии молодежной субкультуры, предложенной С. И. Левиковой. Исследователь учитывает долю участия молодого человека в той или иной субкультуре и выделяет: чистые молодежные субкультуры (являющиеся самоцелью для молодых людей и закрытыми для представителей не только других поколений, но и для чужих) и смешанных (участие в которых – не самоцель, а дополнение, компенсация неполученного молодым человеком в формальных социальных институтах) [30, с. 10].

Развивая идею, положенную в основу данной типологии российский исследователь С. С. Карпиленя в своей диссертации дополняет ее степенью открытости молодых субкультур для других молодых людей. По этому критерию автор выделяет закрытые молодежные субкультуры (членство в которых фиксируется); полузакрытые (допускающие некоторый приток в свои ряды, не полностью разделяющих идеи и взгляды данной группы); и открытые (состоящие из представителей различных молодежных течений и направлений и группирующегося вокруг одного идейного центра) [ 20, с. 13].

На наш взгляд, разновидности молодежной субкультуры, как и разновидности субкультуры взрослого мира, следует разделять упрощенно на «позитивные», то есть ориентированные на сотрудничество с обществом и развитие его культуры, и «негативные», то есть противостоящие культуре и обществу.

В социологии существует традиция исследований негативных форм молодежной субкультуры. Вместе с тем, «позитивные» формы до сих пор практически не попадали в поле зрения исследователей, несмотря на то, что их роль в преодолении молодежной преступности и отклоняющегося поведения потенциально может быть огромной.

По-видимому, является общепризнанным, что «негативная» или отклоняющаяся субкультура в молодежной среде возникла в результате распада традиционных форм жизни людей и быстрой урбанизации общества. Если в традиционном обществе основным институтом социализации являлась расширенная семья и община, которые обладали большими возможностями социального контроля, то в условиях в современных условиях развития общества эти институты социализации претерпели большие изменения. Семейно-родственная социализация ослабла, а пришедшие им взамен новые общественные институты, как то: школы, религия, политика, средства массовой информации и т.д., которые осуществляют социализирующую функцию только в очень узкой сфере – познавательной, мало участвуют в формировании ценностно-нормативных компонентов личности молодого человека [47, с. 97].

Ослабление институтов социализации привело к возникновению обширного неконтролируемого обществом социального пространства. В этом пространстве, вне сферы социального контроля со стороны взрослых и возникает молодежная субкультура. С функциональной точки зрения ее можно рассматривать как новый институт социализации. При этом, если «позитивные» формы субкультуры являются социализирующим институтом в общепринятом смысле этого слова, то «негативные» – это своего рода институт патологической социализации, направляющий попавших в нее молодых людей на тот или иной «отклоняющийся» жизненный путь. Важно при этом отметить, что молодежная субкультура обладает свойством исключительно сильного воздействия на молодежь. Человек, прошедший через отклоняющуюся субкультуру, зачастую на протяжении всей последующей жизни или длительного ее периода оказывается в оппозиции по отношению к культуре общества.

Конечно, субкультура – это не единственный канал влияния на молодежь. Многие побывшие в ней впоследствии социализируются вновь. Возвращают человека в общество, как правило, такие социальные институты как новая семья и работа. Этот возврат далеко не всегда оканчивается успешно и определенная часть молодежи так и идет по предначертанному «негативными» формами субкультуры социальному пути. Причем часто молодой человек, вступая в субкультуру, не понимает, какую жизненную «карьеру» она ему готовит [42, с. 98].

«Позитивные» типы молодежной субкультуры следует отличать от социальных образований, формируемых в подростковой среде взрослыми с целью социализации. К числу таких образований относятся кружки, секции, организованные взрослыми подростковые общества и т.п. Понимая опасность «негативных» субкультур и силу их воздействия на личность, взрослые создают указанные выше социальные образования, которые могли бы противостоять субкультуре в самой подростковой среде. Однако, как показывает практика, группы и общества такого рода обычно являются неустойчивыми и, вследствие этого, не могут успешно конкурировать с субкультурой. На наш взгляд, можно сказать, что необходимым условием успешного социализирующего воздействия таких обществ является придание им основных черт субкультуры. В современных условиях одним из наиболее успешных формирований такого рода является известная организация бой-скаутов, которая первоначально была создана в дореволюционной России, а затем распространилась по всему миру [32, с. 118]

Анализ различных типов молодежных субкультур показывает, что это явление динамическое и развивающееся, проявляющееся через множество форм. Они различаются по своему происхождению и внутренней организации, в различное историческое время, одни представляют большую актуальность, нежели чем другие. Молодые люди в поисках своей идентичности могу принадлежать сразу нескольким молодежным субкультурам. Большое разнообразие типологий и классификаций говорит о том, что феномен молодежной субкультуры является многогранным, и он не может быть изучен и позиции какой-то одной из типологии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: