Тема 7. Духовные факторы исторического процесса

Поскольку в обществе действуют люди, одаренные сознанием и волей, постольку первоначально возник взгляд, согласно которому главной движущей силой истории признавались духовные, идеальные факторы. Самой ранней концепцией был провиденциализм, который единственным фактором исторического развития считал божественное провидение. В идеалистических концепциях следует различать объективно-идеалистический взгляд на историю, наиболее полно представленный в философии истории Г. Гегеля. Субъективно-идеалистический взгляд на историю нашел свое выражение не только в трудах таких философов, как О. Шопенгауэр, Ф. Нише и других, но также в весьма популярных концепциях о героях в истории Т. Карлейля, критически мыслящих личностях ПЛ. Лаврова, Н.К. Михайловского и других.

Содержание темы. Идеалистическая интерпретация движущих сил истории. Философия истории Г. Гегеля. Герои и выдающиеся личности в истории. Критически мыслящие личности и их роль в истории. Личность и народ.

Основные вопросы для обсуждения. В чем сущность провиденциализма, и какова его связь с современной теологией? В чем состоит объективно-идеалистическая концепция Г. Гегеля об историческом процессе; чем она сходна с учением о: формах и идеях Платона, и чем отличается от него? В чем заключается ошибочность взглядов Т. Карлейля на роль героев в истории? Почему несостоятелен взгляд П.Л. Лаврова о критически мыслящих личностях в истории? Как он повлиял на деятельность народников в истории? Как решается вопрос о роли личности и народных масс в современной философии истории?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: