После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования.
Ситуационный анализ (SWOT-анализ) представляет собой идентификацию сильных и слабых сторон организации, а также влияющих на ее деятельность внешних возможностей и угроз.
SWOT – это акроним слов S trengths (силы), W eaknesses (слабости), O pportunities (благоприятные возможности) и Threats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S и W, а внешняя - в O и T.
Информацию о внешних возможностях и угрозах можно получить из различных источников: от покупателей, поставщиков, банков, знакомых, работающих в других организациях, консультантов, из отчетов государственных органов, специализированных журналов и т.п.
Информацию о сильных и слабых сторонах своей организации менеджеры могут подчерпнуть из разнообразных отчетов, включая бюджеты, финансовые показатели, отчеты о прибылях и убытках, письменные опросы работников на предмет отношения к компании и удовлетворения от труда, а также в ходе личных бесед и встреч с работниками всех уровней.
|
|
ВНЕШНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ И УГРОЗЫ
Первым шагом является изучение внешней среды. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого руководство оценивает внешние возможности и опасности, могущие помочь или затруднить достижение целей организации.
Угрозами называются факторы внешней среды, которые могут препятствовать достижению стратегических целей организации.
Возможностями – особенности внешней среды, которые, возможно, будут способствовать достижению компанией стратегических целей.
Общая оценка внешней среды производится по 9 составляющим, описанным в разделе 3, а именно:
- поставщики, потребители, конкуренты, законы государственного регулирования;
- технологические открытия, экономические, политические, международные события, а также социокультурные изменения.
Кроме того, дополнительные возможности и угрозы могут быть связаны с группами влияния и заинтересованными группами, кредиторами, доступом к природным ресурсам и уровнем отраслевой конкуренции.