Профориентационное консультирование. Методы и методики, используемые в профоритационной деятельности

Средства профессионального консультирования

Анализ средств, которые имеются в распоряжении профконсультанта, позволяет выделить, по крайней мере, три категории: профессиональное информирование, психологическая диагностика и психологическая коррекция

Профессиональное информирование. Средства информирования включают в себя учебную и справочную литературу, видеофильмы, компьютерные базы данных и информационно-поисковые системы, интернет-сайты. Профконсультантами службы занятости активно используются видеопрофессиограммы и видеоприложения. Кроме того, в интернете можно найти большое количество информации о профессиональном образовании и трудоустройстве.

Психологическая диагностика. В системе профконсультирования наиболее развитыми являются средства психодиагностики. Однако опыт работы свидетельствует о том, что многие психологи-консультанты испытывают затруднения в процессе тестирования клиентов. Еще большее число психологов, ориентированных на применение стандартных психодиагностических методик в своей практической деятельности, допускают ошибки, связанные с нарушением принципов консультирования.

Действительно, консультирование и тестирование клиентов направлены на решение различных задач, возникающих в деятельности психологов. Цели психологического консультирования и тестовой диагностики могут противоречить друг другу. Методы тестирования и консультирования требуют от психологов разнообразных профессиональных знаний и навыков. Наконец, в какой-то мере они выражают различные подходы при обслуживании клиентов, неодинаковые профессиональные убеждения, связаны с индивидуальными профессиональными ценностями и критериями.

Однако различия между консультационной и диагностической идеологией относительны. Несомненно, цели и средства консультирования являются общими в предоставлении психологических услуг клиентам, по сравнению с тестированием. Применение психодиагностических тестов представляет собой частный случай в работе с клиентами и должно быть подчинено задачам консультирования. Кроме стандартизированных тестовых методик, в консультировании в качестве диагностических используются методы наблюдения, интервью. Причем все они могут и должны быть направлены на помощь клиенту в решении его психологических проблем. Но это требует высокого уровня профессиональной квалификации и ответственности.

Психологическая коррекция. Психокоррекционные средства представляют собой широкий спектр индивидуальных и групповых техник психологического воздействия, разработанных в рамках различных направлений консультирования и психотерапии: группового и аутотренинга, нейролингвистического программирования и гештальт-терапии, позитивной и краткосрочной психотерапии, психосинтеза и транзактного анализа. Воздействия могут быть директивными и недирективными, вербальными и невербальными: когнитивными, аффективными и поведенческими. В них могут быть использованы трансовые, суггестивные, релаксационные и метафорические методы, техники интерпретации, обратной связи, активного слушания, открытых и закрытых вопросов, отреагирования, рефрейминга, взгляда из будущего, парадоксальных инструкций, воображения, ассоциаций, «горячего стула», анализа невербального поведения, языковых замен, проективных перевоплощений, ведения дневника, ролевых игр и другие. Не исключены при этом и психологические тесты. Тестирование в целях психологической поддержки и психокоррекции может использоваться для решения следующих задач:

1) облегчения установления контакта с клиентом;

2) снижения уровня эмоционального напряжения клиента;

3) получения более глубокой и разносторонней информации о личности клиента, содержании его проблем, возможных причинах затруднений;

4) выявления скрытых психологических ресурсов и возможностей личности клиента;

5) выбора направления, формы и средств психологической коррекции;

6) предоставления клиенту диагностической информации в целях коррекции его представлений и отношений;

7) контроля эффективности коррекционных воздействий.

ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

РАЗДЕЛ 1. ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ "ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ АНКЕТЫ"

1. Анкета "Ваша будущая профессия" (Л. Н. Лучко)

Цель: данная анкета предназначена для выявления представлений учащихся о характере и особенностях работы по выбранной (или изучаемой) ими профессии. Данные, полученные в результате анкетирования, позволяют определить полноту представлений учащегося о будущей работе, его направленность на определенный характер трудовой деятельности. Дают возможность выявлять внутренние противоречия в представлении учащихся о будущей работе, устанавливать степень соответствия представления школьника о будущей работе и профессии, которую он выбрал (или изучает). Результаты анкетирования дают возможность осуществлять коррекционную профориентационную работу- Также анкета может быть использована многократно для контроля эффективности про-фориентационных воздействий.

2. Анкета оценки готовности к профессиональному самоопределению

Цель' выявить уровень готовности учащегося к профессиональному самоопределению. Количественный результат, полученный в процессе обработки данной методики, может быть использован как один из показателей, характеризующих личность анкетируемого в профориентационных целях.

3. Ориентационная анкета направленности личности (Б. Басе)

Цель: анкета позволяет выявить особенности направленности личности: "на себя", "на дело", "на общение". Такого рода диагностика необходима в области профориентации, так как позволяет выявить область коррекции личности для наиболее успешного проведения профориентационной работы.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ "МЕТОДИКИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ"

Следующим шагом после анкетирования идет диагностика профессиональных предпочтений оптанта, для которой можно применять ниже перечисленные методики и опросники.

2. Диагностическая методика "Профессиональная готовность"

Цель: методика применяется для определения уровня готовности консультируемого осуществлять адекватный профессиональный выбор.

3. Дифференциально-диагностический опросник (Е. А. Климов).

Цель: изучение профессиональных интересов и склонностей путем оценки действий, выполняемых в различных сферах профессиональной деятельности.

8. Методика "Карта интересов" (А. Е. Голомшток)

Цель: методика для более углубленного и дифференцированного изучения интересов и склонностей в различных сферах профессиональной деятельности. Данная методика насчитывает 23 профессиональных сферы, а также позволяет составить представление о развитых у оптанта склонностях, о наличии некоторых навыков и умений, о стремлении к практической деятельности.

41. Ролевая игра "Ассоциации"

Цель: игра предназначена для выявления и коррекции у школьников представлений о профессиях, а также общего и эмоционального отношения к ним. Игра рассчитана на работу с классом (6-ой и старше класс). Во время игры разбирается 5–8 профессий. Одна команда задает вопросы по описанию той или иной профессии, а другая отгадывает.

46. Ролевая игра "Угадай профессию"

Цель: игра направлена на коррекцию представлений оптантов о профессиях на основе знакомства с более строгой профессиографической схемой, что несколько снижает эмоционально-активизирущие возможности игры, но приобщает школьников к научному анализу различных видов труда. Игра рассчитана на учащихся 8–9 классов и может быть проведена в течение 45 минут.

Перед игрой учащиеся знакомятся с расширенной схемой анализа профессий, которая позволяет анализировать профессии дополнительно по организации труда, преимущественному типу общения, подвижности, требуемому минимального образования, потребным в данной профессии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: