Физиологические основы возникновения эмоций

Наблюдая за внешним выражением разных эмоциональных состояний у животных и людей, Дарвин обнаружил большое сходство в экспрессивно-телесных движениях у антропоидов и слепорожденных детей. Данные наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования.
Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния (мимика, иные движения) есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Например, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. Мимика удивления, включающая в себя приоткрытый рот, полезна и сейчас: тем самым выравнивается давление в среднем ухе по сравнению с окружающим воздухом, что способствует лучшему восприятию звуковой информации.
Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, телесное порождает эмоциональное переживание соответствующей модальности. Периферические органические изменения, которые ранее рассматривались как следствия эмоций, стали их первопричиной.
Появление теории Джемса-Ланге привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Ранее считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции. По новой теории, надо было в первую очередь снять органические проявления горя или гнева (например перестать ходить из угла в угол).

Отечественный психофизиолог П. В. Симонов предложил информационную теорию эмоций. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку же этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. По этой теории, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты. Симонов предложил формулу:
Э = П x (Ин - Ис),
где:
Э — сила эмоции,
П — величина актуальной потребности,
Ин — информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности,
Ис — существующая информация, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.
Если П=0 (нет потребности), то и эмоции нет. Если потребность высокая, информации нужно много, но ее не хватает, то развивается сильная отрицательная эмоция. Если информации достаточно, и даже в избытке, то развивается положительная эмоция.
В регуляции эмоциональных состояний играет значение не только "подкорка" (старые в филогенетическом аспекте системы), но и кора больших полушарий. И.П. Павловпоказал, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения (при переутомлении, опьянении и т.д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. В случае же распространения широкого торможения наблюдаются угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т. д.
У больных с поражениями коры больших полушарий мозга любой раздражитель может вызвать совершенно не соответствующую ему внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки слез. Смеясь, однако, эти больные чувствуют себя печальными, а, плача, могут испытывать веселье.
Павлов показал большое значение в формировании и развитии эмоций второй сигнальной системы. Практически любая эмоция может быть вызвана не только насущными событиями, но и воспоминаниями, рассказом. Самое лучше подтверждение этому - огромная популярность художественной литературы, в процессе чтения которой читатель не только (а где-то и не столько) узнает что-то новое, сколько сопереживает вымышленным персонажам. И что весьма характерно - страсть к художественным текстам возникает уже в первые годы жизни человека.
В настоящее время практически все исследователи эмоций сходятся на том, что эмоции имеют двойственную природу. Отчасти любая эмоция имеет спонтанный (идущий изнутри, из сознания человека, его ценностей) характер. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями человека, роднящими его с животным миром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: