Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
Раздел 1.
Введение в дисциплину. Сбор статистической информации.
|
|
|
|
Тема 1.1
Предмет и метод статистики. Теоретические основы статистики
|
Содержание учебного материала:
Предмет и метод статистики. Теоретические основы статистики.
Предмет и метод статистики. Теоретические основы статистики. Особенности статистической методологии. Место статистики в системе учета. Отрасли статистической науки. Основные задачи и принципы организации статистической науки в РФ. Вводятся понятия предмета, объекта и метода статистики, теоретические основы статистики как науки.
|
2
|
Лекции
|
**
|
Лабораторные работы
| -
|
|
Практические занятия
|
-
|
Контрольные работы
|
-
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
2
|
Тема 1. 2.
Статистическое наблюдение.
|
Содержание учебного материала:
Понятие статистического наблюдения. Этапы проведения статистического наблюдения. Программно - методологические вопросы статистического наблюдения. Организационные вопросы статистического наблюдения. Виды, формы, способы статистического наблюдения. Точность наблюдения. Ошибки наблюдения Достоверность результатов. Рассматриваются основные вопросы, касающиеся сбора первичных данных, которые в дальнейшем будут изучаться и обобщаться.
|
|
Лекции
|
**
|
Лабораторные работы
|
-
|
|
Практические занятия
|
-
|
Контрольные работы
|
-
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
2
|
Тема 1.3.
Статистическая сводка и группировка.
|
Содержание учебного материала:
Задачи сводки и ее содержание. Организация и техника проведения сводки. Метод группировок. Интервалы группировки. Типологические группировки. Структурные группировки. Аналитические группировки. Вторичные группировки. Комбинированные группировки. Системы группировок. Рассматривается систематизация первичных данных и получение на этой основе сводной характеристики объекта в целом при помощи обобщающих показателей, что достигается путем сводки и группировки материалов статистического наблюдения.
|
|
Лекции
|
|
Лабораторные работы
|
|
Практические занятия
|
2
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
4
|
Раздел 2.
Наглядное представление Статистической информации.
|
|
|
Тема 2.1.
Статистические таблицы. Понятие статистической таблицы
| Содержание учебного материала:
Понятие статистической таблицы. Элементы таблицы. Простые таблицы. Групповые таблицы. Комбинационные таблицы. Разработка сказуемого таблицы. Оформление таблицы.
|
|
|
Лекции
|
|
|
Практические занятия
|
|
|
Контрольные работы
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
2
|
Тема 2.2.
Графическое изображение статистических данных
| Содержание учебного материала:
Понятие статистического графика. Элементы статистического графика. Классификация графиков. Диаграммы сравнения. Структурные диаграммы. Динамические диаграммы Описание рациональной, компактной и наглядной формы представления статистических данных. Показывается роль и значение графических методов изображения статистических данных. Описывается техника построения различных графических изображений, аналитическое значение графика.
|
|
Лекции
|
|
Лабораторные работы
|
|
Практические занятия
|
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
2
|
Тема 2.3.
Статистические показатели. Показатели, принятые в российской и международной статистике права
| Содержание учебного материала:
Показатели, принятые в российской и международной статистике права. Статистические показатели: понятие, виды, формы выражения. Обобщающие статистические показатели. Абсолютные и относительные статистические показатели. Рассматривается связь статистических показателей с конкретным содержанием и классификация статистических показателей.
|
|
.
|
Лекции
|
|
Лабораторные работы
|
|
Практические занятия
|
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
2
|
Раздел 3.
Показатели вариации и анализ частотных распределений.
|
|
|
Тема 3.1.
Вариации признаков. Понятие вариации. Абсолютные и средние показатели вариации и способы их расчета
| Содержание учебного материала:
Абсолютные и средние показатели вариации и способы их расчета.
Вариации признаков. Понятие вариации. Средние показатели. Средняя, ее сущность и определение. Средняя арифметическая и ее свойства. Другие формы средних. Выбор формы средних. Методы расчета. Структурные средние величины. Средняя величина как выражение закономерности. Дается характеристика совокупности в целом через типичное, характерное значение в отношении определенного признака
|
|
.
|
Лекции
|
|
Лабораторные работы
|
|
Практические занятия
|
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
4
|
Тема 3.2.
Статистическое изучение динамики. Ряды динамики. Средние показатели тенденций динамики.
| Содержание учебного материала:
Ряды динамики. Средние показатели тенденций динамики Статистическое изучение динамики. Составляющие элементы динамики. Основная тенденция и колебания. Показатели, характеризующие тенденцию динамики. Ряды динамики. Особенности показателей динамики для рядов, состоящих из относительных уровней.
Рассматриваются правила построения и анализа рядов динамики для характеристики изменения социально-экономических явлений во времени.
|
|
|
Лекции
|
|
Лабораторные работы
|
|
Практические занятия
|
2
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
2
|
Тема 3.3.
Индексы с постоянными и переменными весами. Территориальные индексы. Границы и условия применения индексного метода
| Содержание учебного материала:
Средние показатели тенденций динамики. Методы выявления тенденций динамики. Методика измерения параметров тренда. Методика изучения и показатели колеблемости. Рассматриваются средства выявления тенденций, закономерностей развития явлений.
Измерение устойчивости в динамике. Сезонные колебания. Прогнозирование на основе тренда и колеблемости. Корреляция рядов динамики. Рассматриваются сезонные колебания как одна из специфических закономерностей динамики социально-экономических явлений. Рассматриваются способы прогнозирования.
|
|
|
Лекции
|
|
Лабораторные работы
|
|
Практические занятия
|
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
2
|
Раздел 4.
Статистическое изучение взаимосвязи признаков
|
|
|
Тема 4.1.
Корреляционно-регрессионный анализ и моделирование статистических связей.
|
Содержание учебного материала:
Корреляционно-регрессионный анализ и моделирование статистических связей. Понятие о статистической и корреляционной связи. Условия применения и ограничения корреляционно-регрессионного метода. Задачи корреляционно-регрессивного анализа и моделирования. Вычисление и интерпретация параметров парной линейной корреляции. Рассматривается метод статистического изучения взаимосвязи явлений. Рассматриваются два этапа изучения: качественный анализ явления и построение модели связи.
|
|
Лекции
|
|
Лабораторные работы
|
|
Практические занятия
|
2
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
4
|
Тема 4.2.
Статистическая оценка надежности параметров парной корреляции. Линейное уравнение регрессии.
|
Содержание учебного материала:
Статистическая оценка надежности параметров парной корреляции.
Линейное уравнение регрессии. Вычисление параметров парной линейной корреляции на основе аналитической группировки. Рассматривается техника построения модели одной их стохастических связей, а именно корреляционной связи.
|
|
Лекции
|
|
Лабораторные работы
|
|
Практические занятия
|
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
4
|
Тема 4.3.
Группировки, вариации, средние в статистике права Использование индексного и корреляционно – регрессивного метода в статистике права
|
Содержание учебного материала:
Использование индексного и корреляционно – регрессивного метода в статистике права Множественное уравнение регрессии. Мера тесноты связей в многофакторной системе. Вероятностные оценки параметров множественной регрессии и корреляции. Измерение связи неколичественных признаков. Рассматриваются методы проверки адекватности модели, построенной на уравнении регрессии. Рассматриваются методы изучения явлений, не имеющих количественной оценки.
|
|
Лекции
|
|
Лабораторные работы
|
|
Практические занятия
|
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
2
|
Раздел 5.
Выборочное наблюдение.
|
|
|
Тема 5.1.
Выборочное наблюдение. Испытание статистических гипотез.
|
Содержание учебного материала:
Выборочное наблюдение. Испытание статистических гипотез.
Причины применения выборочного наблюдения. Дискриптивная статистика и статистический вывод. Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки.
|
|
Лекции
|
|
Лабораторные работы
|
|
Практические занятия
|
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
4
|
Тема 5.2.
Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки. Виды выборки.
|
Содержание учебного материала:
Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки.
Виды выборки. Ошибки выборки. Влияние вида выборки на величину ошибки выборки. Рассматриваются основные преимущества и проблемы метода выборочного наблюдения. Вводятся основные понятия
Рассматривается постановка задачи и примеры задач, решаемых с применением выборочного метода
|
|
Лекции
|
|
Лабораторные работы
|
|
Практические занятия
|
|
Контрольные работы
|
|
Самостоятельная работа обучающихся
|
4
|
Всего:
|
50
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
3. – продуктивный ( планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
№ п/п
| Наименование модуля
| Результаты освоения модуля
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
|
| Модуль 1Введение в дисциплину. Сбор статистической информации.
Тема 1. Предмет и метод статистики. Теоретические основы статистики
|
знать: сущность статистики как науки; предмет и методы статистики; основные категории статистики; систему органов и задачи статистки в современных условиях.
|
устный опрос, рефераты, создание презентационных материалов в электронной форме. Тест.
|
|
Тема 2. Статистическое наблюдение.
Тема 3. Статистическая сводка и группировка
|
знать: значение статистического наблюдения; программу и организационные вопросы статистического наблюдения; виды и способы статистического наблюдения; способы отбора в выборочную совокупность; ошибки выборки.
уметь: рассчитывать показатели выборочного наблюдения.
знать: понятие сводки и группировки; виды сводки; задачи и виды группировок; виды группировочных признаков; расчет величины интервала или количества групп для группировок с равными интервалами.
владеть:
навыками сбора и обработки информации, необходимой для ориентации в своей профессиональной деятельности;
| .
Аудиторная контрольная работа. Тест.
|
| Модуль 2Формы представления статистических данных.
Тема 4. Статистические таблицы.
Тема 5. Графическое изображение статистических данных
Тема 6. Статистические показатели. Показатели, принятые в российской и международной статистике права.
| знать: Понятие статистической таблицы
владеть: навыками оформления в виде таблиц статистической информации;
уметь:Изображать статистические
данные в виде графика
владеть: навыками оформления статистической информации в виде графиков
знать:Показатели, принятые в российской и международной статистике права.
| устный опрос, рефераты, создание презентационных материалов в электронной форме.
|
| Модуль 3
Статистические показатели.
Тема 7. Абсолютные и средние показатели вариации и способы их расчета. Вариации признаков. Понятие вариации.
Тема 8. Статистическое изучение динамики. Ряды динамики. Средние показатели тенденций динамики
Тема 9. Индексы с постоянными и переменными весами. Территориальные индексы. Границы и условия применения индексного метода
| знать: понятие и виды абсолютных величин, единицы измерения; понятие об относительных величинах и формах их выражения; виды относительных величин.
уметь: рассчитывать абсолютные и относительные величины для конкретных общественных явлений и процессов.
знать: сущность средней в статистике; виды средних величин и их свойства; показатели вариации и способы их расчета; виды дисперсий; правило сложения дисперсий.
уметь: рассчитывать средние величины и показатели вариации.
знать: виды рядов динамики; основные показатели, применяемые для анализа ряда динамики и способы их расчета; средняя в рядах динамики.
уметь: рассчитывать показатели, характеризующие ряд динамики; применять ряды динамики для характеристики происходящих изменений в различных ситуационных задачах.
знать: сущность индексного метода; определение и классификацию индексов; принципы их построения; взаимосвязи индексов.
уметь: выделять в агрегатном индексе индексируемую величину и вес; строить индексы; определять тенденции изменения исследуемых явлений во времени и в пространстве с помощью различных индексов.
| Аудиторная контрольная работа. Тест.
|
| Модуль 4. Статистическое изучение взаимосвязи признаков.
Тема 10. Корреляционно-регрессионный анализ и моделирование статистических связей.
Тема 11. Статистическая оценка надежности параметров парной корреляции. Линейное уравнение регрессии.
Тема 11. Статистическая оценка надежности параметров парной корреляции. Линейное уравнение регрессии.
Тема 12. Группировки, вариации, средние в статистике права Использование индексного и корреляционно – регрессивного метода в статистике права.
| знать: виды и формы взаимосвязей; основные приемы изучения взаимосвязей показателей; методику расчета коэффициентов тесноты связи.
уметь: определять характер и направления связи между факторами
| Внеаудиторная контрольная работа. Тест.
|
| Модуль 5.
Тема 13. Выборочное наблюдение. Испытание статистических гипотез.
Тема 14. Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки. Виды выборки.
|
знать:виды и способы статистического наблюдения; способы отбора в выборочную совокупность; ошибки выборки.
уметь:рассчитывать показатели выборочного наблюдения.
| создание презентационных материалов в электронной форме. Тест.
|