| Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
| Раздел 1. Введение в дисциплину. Сбор статистической информации. | |||
| Тема 1.1 Предмет и метод статистики. Теоретические основы статистики | Содержание учебного материала: Предмет и метод статистики. Теоретические основы статистики. Предмет и метод статистики. Теоретические основы статистики. Особенности статистической методологии. Место статистики в системе учета. Отрасли статистической науки. Основные задачи и принципы организации статистической науки в РФ. Вводятся понятия предмета, объекта и метода статистики, теоретические основы статистики как науки. | 2 | |
| Лекции | ** | ||
| Лабораторные работы | - | ||
| Практические занятия | - | ||
| Контрольные работы | - | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
| Тема 1. 2. Статистическое наблюдение. | Содержание учебного материала: Понятие статистического наблюдения. Этапы проведения статистического наблюдения. Программно - методологические вопросы статистического наблюдения. Организационные вопросы статистического наблюдения. Виды, формы, способы статистического наблюдения. Точность наблюдения. Ошибки наблюдения Достоверность результатов. Рассматриваются основные вопросы, касающиеся сбора первичных данных, которые в дальнейшем будут изучаться и обобщаться. | ||
| Лекции | ** | ||
| Лабораторные работы | - | ||
| Практические занятия | - | ||
| Контрольные работы | - | ||
| Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
| Тема 1.3. Статистическая сводка и группировка. | Содержание учебного материала: Задачи сводки и ее содержание. Организация и техника проведения сводки. Метод группировок. Интервалы группировки. Типологические группировки. Структурные группировки. Аналитические группировки. Вторичные группировки. Комбинированные группировки. Системы группировок. Рассматривается систематизация первичных данных и получение на этой основе сводной характеристики объекта в целом при помощи обобщающих показателей, что достигается путем сводки и группировки материалов статистического наблюдения. | ||
| Лекции | |||
| Лабораторные работы | |||
| Практические занятия | 2 | ||
| Контрольные работы | |||
| Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
| Раздел 2. Наглядное представление Статистической информации. | |||
| Тема 2.1. Статистические таблицы. Понятие статистической таблицы | Содержание учебного материала: Понятие статистической таблицы. Элементы таблицы. Простые таблицы. Групповые таблицы. Комбинационные таблицы. Разработка сказуемого таблицы. Оформление таблицы. | ||
| Лекции | |||
| Практические занятия | |||
| Контрольные работы | |||
| Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
| Тема 2.2. Графическое изображение статистических данных | Содержание учебного материала: Понятие статистического графика. Элементы статистического графика. Классификация графиков. Диаграммы сравнения. Структурные диаграммы. Динамические диаграммы Описание рациональной, компактной и наглядной формы представления статистических данных. Показывается роль и значение графических методов изображения статистических данных. Описывается техника построения различных графических изображений, аналитическое значение графика. | ||
| Лекции | |||
| Лабораторные работы | |||
| Практические занятия | |||
| Контрольные работы | |||
| Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
| Тема 2.3. Статистические показатели. Показатели, принятые в российской и международной статистике права | Содержание учебного материала: Показатели, принятые в российской и международной статистике права. Статистические показатели: понятие, виды, формы выражения. Обобщающие статистические показатели. Абсолютные и относительные статистические показатели. Рассматривается связь статистических показателей с конкретным содержанием и классификация статистических показателей. | ||
| . | Лекции | ||
| Лабораторные работы | |||
| Практические занятия | |||
| Контрольные работы | |||
| Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
| Раздел 3. Показатели вариации и анализ частотных распределений. | |||
| Тема 3.1. Вариации признаков. Понятие вариации. Абсолютные и средние показатели вариации и способы их расчета | Содержание учебного материала: Абсолютные и средние показатели вариации и способы их расчета. Вариации признаков. Понятие вариации. Средние показатели. Средняя, ее сущность и определение. Средняя арифметическая и ее свойства. Другие формы средних. Выбор формы средних. Методы расчета. Структурные средние величины. Средняя величина как выражение закономерности. Дается характеристика совокупности в целом через типичное, характерное значение в отношении определенного признака | ||
| . | Лекции | ||
| Лабораторные работы | |||
| Практические занятия | |||
| Контрольные работы | |||
| Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
| Тема 3.2. Статистическое изучение динамики. Ряды динамики. Средние показатели тенденций динамики. | Содержание учебного материала: Ряды динамики. Средние показатели тенденций динамики Статистическое изучение динамики. Составляющие элементы динамики. Основная тенденция и колебания. Показатели, характеризующие тенденцию динамики. Ряды динамики. Особенности показателей динамики для рядов, состоящих из относительных уровней. Рассматриваются правила построения и анализа рядов динамики для характеристики изменения социально-экономических явлений во времени. | ||
| Лекции | |||
| Лабораторные работы | |||
| Практические занятия | 2 | ||
| Контрольные работы | |||
| Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
| Тема 3.3. Индексы с постоянными и переменными весами. Территориальные индексы. Границы и условия применения индексного метода | Содержание учебного материала: Средние показатели тенденций динамики. Методы выявления тенденций динамики. Методика измерения параметров тренда. Методика изучения и показатели колеблемости. Рассматриваются средства выявления тенденций, закономерностей развития явлений. Измерение устойчивости в динамике. Сезонные колебания. Прогнозирование на основе тренда и колеблемости. Корреляция рядов динамики. Рассматриваются сезонные колебания как одна из специфических закономерностей динамики социально-экономических явлений. Рассматриваются способы прогнозирования. | ||
| Лекции | |||
| Лабораторные работы | |||
| Практические занятия | |||
| Контрольные работы | |||
| Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
| Раздел 4. Статистическое изучение взаимосвязи признаков | |||
| Тема 4.1. Корреляционно-регрессионный анализ и моделирование статистических связей. | Содержание учебного материала: Корреляционно-регрессионный анализ и моделирование статистических связей. Понятие о статистической и корреляционной связи. Условия применения и ограничения корреляционно-регрессионного метода. Задачи корреляционно-регрессивного анализа и моделирования. Вычисление и интерпретация параметров парной линейной корреляции. Рассматривается метод статистического изучения взаимосвязи явлений. Рассматриваются два этапа изучения: качественный анализ явления и построение модели связи. | ||
| Лекции | |||
| Лабораторные работы | |||
| Практические занятия | 2 | ||
| Контрольные работы | |||
| Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
| Тема 4.2. Статистическая оценка надежности параметров парной корреляции. Линейное уравнение регрессии. | Содержание учебного материала: Статистическая оценка надежности параметров парной корреляции. Линейное уравнение регрессии. Вычисление параметров парной линейной корреляции на основе аналитической группировки. Рассматривается техника построения модели одной их стохастических связей, а именно корреляционной связи. | ||
| Лекции | |||
| Лабораторные работы | |||
| Практические занятия | |||
| Контрольные работы | |||
| Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
| Тема 4.3. Группировки, вариации, средние в статистике права Использование индексного и корреляционно – регрессивного метода в статистике права | Содержание учебного материала: Использование индексного и корреляционно – регрессивного метода в статистике права Множественное уравнение регрессии. Мера тесноты связей в многофакторной системе. Вероятностные оценки параметров множественной регрессии и корреляции. Измерение связи неколичественных признаков. Рассматриваются методы проверки адекватности модели, построенной на уравнении регрессии. Рассматриваются методы изучения явлений, не имеющих количественной оценки. | ||
| Лекции | |||
| Лабораторные работы | |||
| Практические занятия | |||
| Контрольные работы | |||
| Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
| Раздел 5. Выборочное наблюдение. | |||
| Тема 5.1. Выборочное наблюдение. Испытание статистических гипотез. | Содержание учебного материала: Выборочное наблюдение. Испытание статистических гипотез. Причины применения выборочного наблюдения. Дискриптивная статистика и статистический вывод. Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки. | ||
| Лекции | |||
| Лабораторные работы | |||
| Практические занятия | |||
| Контрольные работы | |||
| Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
| Тема 5.2. Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки. Виды выборки. | Содержание учебного материала: Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки. Виды выборки. Ошибки выборки. Влияние вида выборки на величину ошибки выборки. Рассматриваются основные преимущества и проблемы метода выборочного наблюдения. Вводятся основные понятия Рассматривается постановка задачи и примеры задач, решаемых с применением выборочного метода | ||
| Лекции | |||
| Лабораторные работы | |||
| Практические занятия | |||
| Контрольные работы | |||
| Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
| Всего: | 50 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный ( планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
7. Планируемые результаты освоения модулей учебной дисциплины:
| № п/п | Наименование модуля | Результаты освоения модуля | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
| Модуль 1Введение в дисциплину. Сбор статистической информации. Тема 1. Предмет и метод статистики. Теоретические основы статистики | знать: сущность статистики как науки; предмет и методы статистики; основные категории статистики; систему органов и задачи статистки в современных условиях. | устный опрос, рефераты, создание презентационных материалов в электронной форме. Тест. | |
| Тема 2. Статистическое наблюдение. Тема 3. Статистическая сводка и группировка | знать: значение статистического наблюдения; программу и организационные вопросы статистического наблюдения; виды и способы статистического наблюдения; способы отбора в выборочную совокупность; ошибки выборки. уметь: рассчитывать показатели выборочного наблюдения. знать: понятие сводки и группировки; виды сводки; задачи и виды группировок; виды группировочных признаков; расчет величины интервала или количества групп для группировок с равными интервалами. владеть: навыками сбора и обработки информации, необходимой для ориентации в своей профессиональной деятельности; | . Аудиторная контрольная работа. Тест. | |
| Модуль 2Формы представления статистических данных. Тема 4. Статистические таблицы. Тема 5. Графическое изображение статистических данных Тема 6. Статистические показатели. Показатели, принятые в российской и международной статистике права. | знать: Понятие статистической таблицы владеть: навыками оформления в виде таблиц статистической информации; уметь:Изображать статистические данные в виде графика владеть: навыками оформления статистической информации в виде графиков знать:Показатели, принятые в российской и международной статистике права. | устный опрос, рефераты, создание презентационных материалов в электронной форме. | |
| Модуль 3 Статистические показатели. Тема 7. Абсолютные и средние показатели вариации и способы их расчета. Вариации признаков. Понятие вариации. Тема 8. Статистическое изучение динамики. Ряды динамики. Средние показатели тенденций динамики Тема 9. Индексы с постоянными и переменными весами. Территориальные индексы. Границы и условия применения индексного метода | знать: понятие и виды абсолютных величин, единицы измерения; понятие об относительных величинах и формах их выражения; виды относительных величин. уметь: рассчитывать абсолютные и относительные величины для конкретных общественных явлений и процессов. знать: сущность средней в статистике; виды средних величин и их свойства; показатели вариации и способы их расчета; виды дисперсий; правило сложения дисперсий. уметь: рассчитывать средние величины и показатели вариации. знать: виды рядов динамики; основные показатели, применяемые для анализа ряда динамики и способы их расчета; средняя в рядах динамики. уметь: рассчитывать показатели, характеризующие ряд динамики; применять ряды динамики для характеристики происходящих изменений в различных ситуационных задачах. знать: сущность индексного метода; определение и классификацию индексов; принципы их построения; взаимосвязи индексов. уметь: выделять в агрегатном индексе индексируемую величину и вес; строить индексы; определять тенденции изменения исследуемых явлений во времени и в пространстве с помощью различных индексов. | Аудиторная контрольная работа. Тест. | |
| Модуль 4. Статистическое изучение взаимосвязи признаков. Тема 10. Корреляционно-регрессионный анализ и моделирование статистических связей. Тема 11. Статистическая оценка надежности параметров парной корреляции. Линейное уравнение регрессии. Тема 11. Статистическая оценка надежности параметров парной корреляции. Линейное уравнение регрессии. Тема 12. Группировки, вариации, средние в статистике права Использование индексного и корреляционно – регрессивного метода в статистике права. | знать: виды и формы взаимосвязей; основные приемы изучения взаимосвязей показателей; методику расчета коэффициентов тесноты связи. уметь: определять характер и направления связи между факторами | Внеаудиторная контрольная работа. Тест. | |
| Модуль 5. Тема 13. Выборочное наблюдение. Испытание статистических гипотез. Тема 14. Способы отбора, обеспечивающие репрезентативность выборки. Виды выборки. | знать:виды и способы статистического наблюдения; способы отбора в выборочную совокупность; ошибки выборки. уметь:рассчитывать показатели выборочного наблюдения. | создание презентационных материалов в электронной форме. Тест. |






