Хочется верить, что многие родители, педагоги не просто читают детям сказки, но и совместно размышляют над ними.
Сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций. В волшебныхсказках на главного героя “сыпется” много испытаний. В результате всех приключений и злоключений ребенок отвечает на вопрос: “Он становится крепче”. Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Для многих сказки связаны с волшебством. А что такое волшебство? Этот вопрос задавал себе Парацельс. волшебный мир, это невидимый духовный аналог видимой Природы. Населенный сонмами любопытных существ, называемых природными духами. Это, духи земли – гномы, духи воды – ундины, духи огня – саламандры, духи воздуха – сильфы. Духи на самом деле являются живыми созданиями. Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Растения с удовольствием отдают ему свои плоды, а невидимые эльфы могут перелететь в другое растение. Если ребенок будет знать, что в каждом ручейке, озере. Реке живет своя ундина, захочется ему загрязнять воду? Ведь в грязной воде не могут жить духи и она станет мертвой. Если ребенок будет знать. Что даже в маленьком огоньке живет саламандра, захочется ему играть со спичками, безумно разбрасывая испуганных саламандр по дому? Если ребенок будет знать. Что в воздухе живут маленькие сильфы и сильфиды, приносящие хорошие сны и улыбки, неужели он станет в будущем загрязнять воздух удушливыми газами? Сказкотерапия – процесс экологического образования и воспитания ребенка
|
|
Но волшебство связано не только с обитателями волшебного мира. Оно связано с творчеством, созиданием, верой в добрые силы и новыми возможностями. Оно невидимо глазом, но ощутимо сердцем.
Волшебство – это еще и превращения. Волшебство происходит внутри нас, постепенно улучшая окружающий мир. Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны…
Сказкотерапией люди занимались всегда, но называли это иначе.
Этапы в сказкотерапии:
1 этап: устное народное творчество ( длится до 11 – 14 лет), в этот период накапливается доверие к миру и веры в свои силы.
|
|
2 этап: собирание и исследование сказок и мифов. (К.-Г Юнгана, М.Л. фон Франц, Б. Беттельхейма...), ребенок самостоятельно принимает решения.
3 этап: психотехнический. (“Сочини сказку”), ребенок ищет свое место в жизни: “я такой, какой я есть”, “я совершаю свой жизненный путь, который я для себя выбрал”, “я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной”.
4 этап: интегративный. ( комплексная концепция), ребенок борется со злом. Оказывается в роли сказочного героя.
Виды сказок:
1. Дидактические (в форме учебного задания)
2. Медитативные ( для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки)
· народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему)
· сказки о животных;
· бытовые сказки;
· страшные сказки;
· волшебные сказки.
В сказке всегда Добро побеждает Зло! Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.
Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур.
В сказкотерапевтическом процессе сегодня используется пять видов сказок. Которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются под различными “соусами”: анализ, рассказывание, сочинение, переписывание, кукло-терапия, имидж-терапия, рисование, психодинамические медитации, постановка сказок в песочнице ….
Сказкотерапия – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира. Осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особой сказки… Процесс познания а наиболее созвучной нашей Душе образной форме.
Сказка несет в себе культуру, а также мировоззрение своего народа.
Африканские сказки не похожи на русские или французские, восточные сказки отличаются от европейских. Через сказки разных народов ребенок имеет возможность познать жизнь и взгляд на Мир в разных уголках Земли. Причем, в сказках обычно передается самое сокровенное и характерное для нации. Поэтому ребенок может проникнуть во внутренний мир человека, живущего в другой части света. Это, в свою очередь, может помочь ребенку научиться понимать людей, живущих в других странах.
Северные сказки можно разделить на три вида:
1. Сказки о природе; животных, растениях, явлениях;
2. Волшебные и фантастические сказки;
3. Бытовые сказки.
Сказки о животных обычно невелики, но содержательны, составляют какой-либо один эпизод или приключение. Героями являются животные, которых фантазия народа наделила разумом, даром речи и поступками, сходными с человеческими. Сказки о животных являются духовным наследием северных народов, которое досталось от прошлых эпох. Очень распространены так называемые этологические сказки, в которых древние люди старались объяснить происхождение и особенности того или иного животного, например, отчего птицы летают по воздуху, имеют различное по окраске оперение.
Этологические сказки родственны легендам о причинах природных явлений. В волшебных сказках элементы фантастики преобладают над реальным изображением жизни, в них наряду с людьми участвуют чудесные помощники и волшебные предметы, происходят необычные события в фантастической обстановке. Фантастические образы и события были обусловлены бытом, традицией, наукой, особенностями художественного мышления народа.
|
|
Бытовые сказки – им характерен переход от волшебства к быту. Часто в них реалистические элементы подаются в виде приключения. В группу бытовых сказок можно включить сказки с реально-бытовым, авантюрным, сатирическим содержанием.
У северных якутов широким распространением и любовью пользуются сказки о взаимоотношениях бедняков и богачей, о взаимоотношении человека с природой.
Особенности сказки:
1. Значительная переработка сведений, получаемых от эмоционального окружения;
2. Четкая композиция с характерной симметрией отдельных элементов, с их повторяемостью;
3. Схематичность и краткость изложения материала, облегчающая рассказывание и слушание.
4. Активное развитие действия, выражающееся в быстром переходе от одного момента к другому и к развязке; усвоить определенную терминологию.
Сказки других народов – это замечательное средство для того, чтобы ребенок мог постигнуть внутренний мир и образ мысли человека из другой страны. Все сказки делятся на коллективные (народные) и индивидуальные (авторские).
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами…
Чем старше становится ребенок. Тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.
Примерно в 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. А в подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки. Сказки-страшилки и сказки про нечисть могут быть полезны при работе над детскими страхами.
|
|
Сказки очень приятно слушать, но не менее приятно их рассказывать. Многие родители, воспитатели, педагоги рассказывают детям сказки, но рассказывание сказок как направление сказкотерапии имеет свои особенности и формы. Сказки могут рассказывать и дети.