Статья 1. Основные положения и цели игры

Правила вида спорта «шахматы»

Предисловие.

Настоящие правила шахмат (далее по тексту – Правила) разработаны в соответствии с Правилами шахмат ФИДЕ (Международной шахматной федерации), действуют в официальных соревнованиях по шахматам, проводимых общероссийской, региональными и местными спортивными федерациями, развивающими вид спорта «шахматы», и иными организациями на всей территории Российской Федерации.

Правила не могут учесть все ситуации, которые могут возникнуть в процессе игры, и не предусматривают решение организационных вопросов. В тех случаях, когда статьи Правил не могут урегулировать ситуацию, решения должны приниматься на основе аналогичных ситуаций, рассматриваемых в Правилах.

Термин «арбитр», используемый в Правилах шахмат ФИДЕ, в настоящих Правилах равнозначен термину «спортивный судья по виду спорта «шахматы».

Правила предполагают, что арбитры обладают необходимой компетенцией, здравым смыслом и абсолютно объективны.

Участники соревнований, арбитры, организаторы, тренеры, иные официальные лица, принимающие участие в указанных соревнованиях, обязаны в своих действиях руководствоваться настоящими Правилами

Правила включают следующие разделы: Правила игры, Правила соревнований по спортивным дисциплинам, включенным во Второй раздел Всероссийского реестра видов спорта (шахматы, быстрые шахматы, блиц, шахматы – командные соревнования, шахматная композиция, заочные шахматы), Правила проведения соревнований (турнирные правила), Правила применения дополнительных показателей.

Глава 1. Правила игры.

Статья 1. Основные положения и цели игры.

1.1. Шахматная партия играется между двумя соперниками, которые поочерёдно передвигают свои фигуры на квадратной доске, называемой «шахматной доской». Первый ход делает игрок, имеющий фигуры светлого цвета (Белые), затем игроки ходят по очереди, и следующий ход делает игрок, имеющий фигуры темного цвета (Черные). Об игроке говорят, что он должен сделать ход, после того, как его соперник сделал ход.

1.2. Целью каждого игрока является поставить короля соперника «под удар» таким образом, чтобы соперник не имел разрешенного Правилами хода. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил «мат» королю соперника и выиграл партию. Не разрешается оставлять своего короля под ударом, подставлять его под удар, а также «забирать» короля соперника. Соперник, королю которого поставлен мат, проиграл партию.

1.3. Если позиция такова, что ни один из игроков не может поставить мат королю соперника, партия оканчивается вничью (См. статью 5.2.2).

Статья 2. Начальная позиция фигур на шахматной доске.

2.1. Шахматная доска состоит из 64-х (8 х 8) одинаковых квадратных полей поочередно светлого («белые» поля) и тёмного («чёрные» поля) цвета.

Шахматная доска располагается между игроками таким образом, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

2.2. В начале партии один игрок имеет 16 фигур светлого цвета («белые» фигуры), а другой 16 фигур тёмного цвета («черные» фигуры).

Эти фигуры следующие:

Белый король обычно обозначается символом Кр
Белый ферзь обычно обозначается символом Ф
Две белые ладьи обычно обозначаются символом Л
Два белых слонаобычно обозначаются символом С
Два белых коня обычно обозначаются символом К
Восемь белых пешек обычно обозначаются символом
Черный король обычно обозначается символом Кр
Черный ферзь обычно обозначается символом Ф
Две черные ладьи обычно обозначаются символом Л
Два черных слона обычно обозначаются символом С
Два черных коня обычно обозначаются символом К
Восемь черных пешек обычно обозначаются символом

Фигуры Стаунтона

Ф Кр С К Л

2.3. Начальная позиция фигур на шахматной доске такова:

2.4. Восемь вертикальных рядов квадратов называются «вертикалями». Восемь горизонтальных рядов квадратов называются «горизонталями». Прямая линия квадратов одного и того же цвета, проходящая от одного края доски к смежному краю, называется «диагональю».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: