В науке исторически сложились две концепции в понимании движения
|
Диалектическая концепция
| Метафизическая концепция
|
Движение есть способ существования материи. Это означает, что вне движения нельзя даже мысленно представить себе ни один материальный объект. Все, что мы можем сказать об объекте, в конечном итоге сводится к раскрытию присущих ему движений
| Метафизический субстанциализм:
Объект значит нечто сам по себе, вне присущих ему движений.
Движение – нечто внешнее, налагающееся на объект.
Абсолютизация субстанции
| Идеалистический релятивизм:
Отрицание субстанции вообще.
Провозглашение чистого движения, существующего без носителя.
Абсолютизация движения
|
Движение – Развитие
Движение
| Развитие
|
Любое изменение вообще, независимо от его характера, направления и результатов
| Особый вид изменения, являющийся необратимым и обязательно включающий в себя качественные преобразования
|
Основные формы движения
| Развитие характеризуется
|
Механическая
Физическая
Химическая
Биологическая
социальная
| Направленностью
Поступательностью
Преемственность
Моментами повторяемости
Отрицанием старого и проявлением нового
Развитие есть процесс
|
Взаимосвязь основных форм движения материи
Диалектический взгляд
| Метафизические взгляды
|
Низшие формы входят в высшие, но высшая форма не простая сумма низших, а новое качество
| Высшие формы сводимы к низшим
При изучении высших форм движения не учитывают действия в них низших
|
Развитие представлений о пространстве и времени
В науке исторически сложились две концепции в понимании пространства и времени
|
Субстанциональная концепция
| Реляционная концепция
|
Пространство и время - нечто самостоятельно существующее наряду с материей, как ее пустые вместилища. Пространство – чистая протяженность. Время – чистая длительность, в которые как бы «погружены», «помещены» материальные объекты
(Демокрит – И.Ньютон)
| Пространство и время – не особые субстанциональные сущности, а формы существования материальных объектов.
Пространство выражает сосуществование объектов, время – последовательность их состояний
(Аристотель-Лейбниц)
|