Особенности международной торговли услугами

Тенденции развития мирохозяйственных связей на рубеже XX—XXI веков свидетельствуют об интенсивном развитии международной торговли услугами (МТУ). За последнее десятилетие объем МТУ вырос в 6—7 раз и составляет более 1 трлн долл. Рост МТУ на 25% опережает рост МТТ. В то же время МТУ оказывает все большее влияние на МТТ. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров.

На бурный рост МТУ наибольшее влияние оказали такие факторы, как:

•длительный экономический подъем в большинстве стран мирового хозяйства, который привел к повышению темпов экономического роста, деловой активности, производительности труда, уровня доходности фирм и платежеспособности населения;

• научно-технический прогресс (НТП), который способствовал росту объемов производства, образованию новых видов услуг и расширению сфер их применения;

• развитие международных экономических связей стран и форм МЭО.

Долгое время услуги относились, согласно Международной стандартной промышленной классификации, принятой ООН, к «неторгуемым» товарам, т. е. товарам, которые потребляются в той же стране, где и производятся, и не перемешаются между странами. Однако развитие НТП, интернационализация хозяйственной жизни привели к превращению ряда услуг в «торгуемые» с точки зрения мировой экономики.

Таким образом, международная торговля услугами (МТУ) превратилась в специфическую форму мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупате­лями разных стран.

В современном мировом хозяйстве и МТТ, и МТУ являются формами МЭО. Однако существуют и качественные различия между ними.|

Таблица

Различия МТТ и МТУ

Товары Услуги
Осязаемы и видимы Неосязаемы и невидимы
Поддаются хранению Не поддаются хранению
МТТ не связана непосредственно с производством МТУ связана с их производством, причем производство и потребление услуг происходит единовременно
Развитие МТТ является основой для развития других форм МЭО МТУ выступает как связующее (посредническое) звено в реализации и развитии других форм МЭО
На национальном уровне действует избирательная система государственной поддержки по отношению к отраслям материального производства, в отношении же остальных действуют принципы свободной конкуренции Сфера услуг больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства, и частично или полностью является государственной собственностью
В международный оборот могут поступать все производимые товары Не все виды услуг являются "торгуемыми" и могут быть вовлечены в международный оборот (например, коммунальные и бытовые услуги)
Экспорт товаров означает их вывоз за рубеж с таможенной территории без обязательства об обратном ввозе. Экспорт услуг может быть осуществлен как поставка услуг за границу (имеются в виду воплощенные услуги транспорта, информационные услуги), так и путем: • перемещения потребителя услуг (нерезидента) в страну их производителя; • временного перемещения за границу физического лица - поставщика услуг
Допустим институт посредников. Посредники отсутствуют.

Сегодня используется классификация ГАТТ/ВТО, включающая более 600 разновидностей услуг. В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса, услуги делятся на 11 видов, в рамках которых существуют подвиды. Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие группы:

1) факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и технологии;

2) нефакторные услуги — остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие нефинансовые услуги).

В зависимости от целей анализа в основу классификации услуг могут быть положены различные принципы. Так, по способам доставки потребителю услуги классифицируются на:

§ услуги, связанные с инвестициями:

1) финансовые услуги;

2) туристические услуги;

§ услуги, связанные с торговлей:

1) транспортные и сопутствующие услуги:

а) фрахт;

б) хранение и складирование;

в) погрузочно-разгрузочные работы;

г) сопровождение груза в пути;

д) выполнение таможенных формальностей;

§ услуги, связанные с инвестициями и торговлей:

1) бизнес-услуги:

а) маркетинговые исследования;

б) аудит;

в) консалтинг;

г) страхование; рекламные услуги;

е) арендные операции и т.д.

2) связь;

3) строительство и инжиниринговые услуги;

4) компьютерные и информационные услуги;

5) культурные услуги (проведение выставок, ярмарок)

Зашита внутреннего рынка в сфере услуг осуществляется с помощью так называемых специфических обязательств. Последние представляют собой фиксированные минимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке.

В целях регулирования государство может проводить следующие мероприятия:

• устанавливать максимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг;

• регламентировать правила учреждения и деятельности иностранных компаний;

• ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала;

• вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг;

• устанавливать предварительные тарифы, дискриминационные налоги и минимальные цены на импортные услуги;

• регламентировать правила перевода финансовых средств за границу;

• вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д.

Несмотря на значительный арсенал и дискриминационный характер мер, предпринимаемых для зашиты внутреннего рынка услуг, на международном уровне, ранее на двусторонней основе, на современном этапе больше в рамках ГАТТ/ВТО, предпринимаются шаги по либерализации сферы услуг.

Либерализация МТТ началась еще в 1948 г. с момента вступления в силу Генерального Соглашения по тарифам и торговле. Регулирование же и либерализация МГУ - явление новое. В январе 1995 г. вступило в действие Соглашение об учреждении ВТО. Среди принятых на Уругвайском раунде соглашений, образующих основы функционирования ВТО было и Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС).

ГАТС содержит:

1) положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области торговли услугами;

2) приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;

3) списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг;

4) определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере МТУ.

Специфика данного соглашения заключается в том, что оно касается не только традиционных торговых барьеров, но и инвестиций в сферу услуг.

Регулированием международной торговли услугами в рамках отдельных отраслей занимаются специализированные межправительственные организации, действующие под эгидой Организации Объединенных Нации (ООН), — это, например: ИКАО — организация международной гражданской авиации; ИМО — Международная морская организация; ВТО — Всемирная туристская организация.

Таким образом, международное сообщество предпринимает усилия, чтобы стимулировать еще больший рост МТУ, максимизировав при этом прибыльность данной сферы мирового хозяйства.

Вопросы для повторения

1. Укажите место международной торговли в системе МЭО?

2. Раскройте государственное регулирование внешней торговли?

3. В чем заключается внешнеторговая политика государства?

2. Раскройте понятие «продаваемые» и «непродаваемые» товары?

3. Укажите современные организационные формы экспорта и импорта?

4. Представьте инструменты таможенно-тарифного регулирования внешней торговли?

5. В чем заключаются особенности международной торговли услугами?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: