Политическая регионалистика и другие направления региональных исследований

В политической науке развито такое направление, как сравнительная политология. Оно в основном занимается сравнительными исследованиями политических явлений (особенно — политических систем) в различных странах мира. Это еще раз доказывает отсутствие необходимости использовать расширительное толкование политической регионалистики, поскольку на более высоких пространственных уровнях работает сравнительная политология. Точно так же тема межгосударственных отношений и союзов в достаточной степени развита в исследованиях международных отношений (а также в геополитике), и политическая регионалистика вряд ли привнесет в нее какое-то новое содержание.

Политическую регионалистику можно рассматривать как часть сравнительной политологии, отличие которой состоит в уровне сравнительных исследований (если сравнительная политология занимается кросснациональными исследованиями, то политическая регионалистика — кроссрегиональными). В этом есть своя логика, но политическая регионалистика, используя наработки сравнительной политологии, равно как и политической географии, в состоянии развиваться в качестве особого направления, что мы постараемся показать далее.

Таким образом, целесообразно отделить политическую регионалистику от сравнительной политологии, установив, что политическая регионалистика в отличие от традиционной сравнительной политологии занимается исследованиями на уровне отдельно взятого государства как пространственного явления и, соответственно, его частей (которые и понимаются как регионы, в том числе политические регионы).

Иногда можно встретить понятие "региональная политология". Под региональной политологией обычно понимаются региональные исследования, использующие принцип "прямого переноса" политологических методов на уровень отдельных регионов. В результате проводится "обычное" политическое исследование определенного региона. Соответственно, здесь не идет речь об использовании географических методов и изучении какого-либо пространственного измерения. В отличие от политической регионалистики, в региональной политологии нет почти ничего географического, за исключением того, что объектом исследования является отдельно взятый политический регион, и того, что хорошее исследование отдельно взятого региона все-таки имплицитно выявляет отличие его политической системы от общенациональной.

Понятия "политическая регионология" и "регионоведение" являются продуктом современного словообразования в русскоязычном научном дискурсе. Регионология претендует на статус специализированной науки, что заложено в самом ее названии. Регионоведение семантически смыкается с давно известным краеведением, которое посвящено описанию и изучению тех или иных особенностей отдельных регионов[5].

Как правило, регионология и регионоведение сфокусированы на изучении отдельных регионов как комплексных явлений. Иными словами, они опираются на принцип локализации, мало применяя принцип дифференциации. Например, Ю. Гладкий и А. Чистобаев рассматривают регионоведение как субдисциплину географии. Регионоведение, судя по их определению, посвящено изучению специфики конкретных регионов: "область научного и образовательного знания, имеющая своей целью изучение специфики социально-экономического, политического, культурного, этноконфессионального, природного, экологического развития относительно целостных территориальных образований, именуемых регионами".

Как справедливо отмечает В. Ковалев, "в силу в основном субъективных причин «регионология» все больше тяготеет к подробному изучению отдельных субъектов федерации, доходя порой даже до «политического краеведения»...". Понятие "регионоведение" в силу особенностей названия воспринимается в скорее описательном ключе и сближается с привычными, хотя и не вполне корректными, представлениями о географии, как о науке описательной. Специализация регионоведения — это изучение регионов как ограниченных в пространстве комплексных и целостных образований, без специального акцента на политике, экономике или чем-то еще. В отличие от регионоведения политическая регионалистика делает акцент на политических явлениях, хотя и рассматривает их в неизбежной связи с другими явлениями, выступающими в роли внешних факторов, воздействующих на политику в рамках регионального комплекса.

Что касается регионологии, то ее, несмотря на декларируемое "громкое" название, трудно выделить в качестве особой науки. По одним аспектам она смыкается с регионоведением (комплексное изучение отдельных регионов[6]), по другим — с политической регионалистикой. При этом регионалистика в силу особенностей современного отечественного дискурса имеет большие основания для того, чтобы претендовать на статус аналога региональной науки, известной из зарубежной литературы.

Прикладное значение политической регионалистики во многом связано с таким ее особым направлением, как региональный политический анализ.

Политический анализ принято рассматривать как форму ситуационного научного исследования, при котором ситуация или событие рассматриваются как целостность. По определению А. Соловьева, политический анализ "описывает способы и процедуры исследования конкретных политических проблем". Изучаемые проблемы "затрагивают различные области политического пространства и не имеют строго определенных, однотипных источников, связей и иных аналогичных параметров. Процесс политического анализа, в соответствии с классической работой Дж.Б. Мангейма и Р.К. Рича, включает концептуализацию проблемы, моделирование проблемы, составление программы исследования, выбор методов исследования.

Региональный политический анализ позволяет комплексно исследовать политическую ситуацию, складывающуюся в определенном регионе, или сравнивать политические ситуации в различных регионах. Такой анализ широко востребован при политическом консультировании, если заказчик исследования является представителем данного региона или имеет в этом регионе свои интересы.

Однако не только анализ конкретных региональных ситуаций имеет прикладное значение в политической регионалистике. Государственная политика, как и само государство, имеет пространственное измерение и может рассматриваться, например, с точки зрения эффективности. Знания политической регионалистики позволяют осуществлять политическое консультирование и в сфере государственной политики, неотъемлемой частью которой является региональная политика.

Основные научные направления в русле политической регионалистики с точки зрения отечественных исследователей в значительной степени совпадают. Так, А.В.Баранов выделяет следующие:

 политико-территориальную организацию общества, ее строение и развитие;

 формы государственного устройства (в особенности федерализм);

 региональную политику;

 факторы и ресурсы территориальной неоднородности государств;

 акторы политики на уровне региональных сообществ (элиты и группы интересов, партии и политические движения, этносы и религиозные организации, лидеры, органы государственной власти и местного самоуправления);

 региональные политические режимы;

 региональные политические культуры, идентичность, идеологии;

 региональные политические процессы;

 «внутреннюю» геополитику во взаимовлиянии с «внешней» геополитикой государства.

Ю.В.Косов и В.В.Фокина выделяют следующие направления политической регионалистики:

 Региональную политику.

 Региональное политическое развитие и модернизацию.

 Региональные политические институты.

 Региональные политические элиты.

 Трансрегиональное сотрудничество и региональную политическую интеграцию.

 Теорию и практику федерализма.

 Региональные этнические конфликты и кризисы.

 Региональное взаимодействие по оси «центр—периферия».

 Региональные и местные выборы.

 Региональную безопасность.

 Особенности регионального партстроительства.

А.В.Баранов и А.А.Вартумян предлагают следующий вариант структуры политической регионалистики:

1) предмет, методология и методы, основные школы политической регионалистики;

2) политические регионы в системе центр-периферийных отношений на уровне государств: региональная политика и ее подсистемы, федерализм и иные формы государственного устройства;

3) региональный политический процесс: основные акторы, институциональная и социокультурная динамика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: