Объект и предмет политической регионалистики

Каждая наука имеет свой предмет и объект исследования. Эти понятия не совпадают. Понятие объекта шире, им охватываются явления внешнего мира, на которые распространяется познание и практическое воздействие субъектов, людей. Предмет же - это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые данной наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает. Объект зачастую выступает общим для ряда наук, предмет же одной науки не совпадает с предметом другой. Любая наука имеет свой собственный предмет, которым определяется ее самостоятельность, своеобразие и отличие от других наук.

Относительно объекта и предмета в политической регионалистике нет однозначного понимания. Тем не менее, большинство исследователей (А.В.Баранов, А.А.Вартумян, В.В. Черникова и другие) в качестве объекта политической регионалистики выделяют регион как самостоятельную единицу. По мнению А.В.Баранова, объект политической регионалистикирегион как политическое территориальное сообщество на субнациональном уровне в единстве своих институциональных, поведенческих и ментальных аспектов.

Однако изучением региона занимается и география, и социология, и демография. Интегративное содержание становления политической регионалистики обусловлено ее непосредственной взаимосвязью с социально экономической географией, с теорией государственного строительства в административно-территориальном варианте, с психологией политики, поскольку для регионального социума факторы и явления ментальности, образа жизни имеют особое значение. Проблематика политической регионалистики объективно тяготеет к научным дисциплинам, связанным с экономикой, социологией, географией, политологией, политико-административным управлением, социальной психологией. Т. е., практически ко всем дисциплинам, которые в той или иной мере затрагивают исследование региона. Поэтому формирование предметной области политической регионалистики имеет некоторые особенности и проблемы.

Предметность политологического знания регионального уровня заключается в первую очередь в научном представлении о су6ъектности регионального политического процесса, обоснованиях дифференциации провинциального политического общества на его субъекты, носителей определенных типов политической ментальности, психологии, идеологии, формирующих наряду с экономическими и социокультурными факторами и тип политического поведения и деятельности.

Предметом политической регионалистики таким образом, выступает политическая сторона региона как территориальной единицы.

Тем не менее, в отечественной науке есть и другие мнения. Так с точки зрения Р.Ф.Туровского, объектом политической регионалистики является объект политологии, т.е. политические институты, явления и процессы. Для более четкого определения объекта российский ученый предлагает использовать правило территориальной дифференциации,которое означает рассмотрение только тех политических явлений, которые характеризуются территориальной неоднородностью:

 исследуемые в политической регионалистике объекты предполагают наличие у них внутренней территориальной дифференциации. Если таковой не наблюдается или она не признается значимой, то объект не может рассматриваться в политической регионалистике.

 политическая регионалистика ориентирована на исследование политики на субнациональном (т.е. внутригосударственном) уровне, что практически исключает из исследования объекты, имеющие международный или общенациональный, но не дифференцированный на субнациональном уровне, формат.

Таким образом, объекты исследований в политической регионалистике должны предполагать возможность районирования (деления на территориальные фрагменты по заданным критериям) или сравнения между субнациональными территориальными ячейками (что означает наличие различий между этими ячейками). Другими словами, каждый интересный для политической регионалистики политологический объект должен иметь территориальную проекцию.

С учетом этого правила исследования в политической регионалистике имеют следующую направленность.

1. Политические институты. Например, к политическим институтам относятся государство и его административные единицы[4]. Для политической регионалистики интерес представляет как общенациональная власть (в контексте ее деятельности, имеющей территориальную проекцию и территориальный эффект), так и власть на региональном и местном уровнях. Также политическая регионалистика рассматривает такие институты, как партии, группы интересов и группы давления. Правило территориальной дифференциации опять-таки означает, что мы рассматриваем только региональные проекции партий, т.е. их деятельность в регионах и в связи с регионами.

2. Политические системы и политические режимы. Рассматривается мера региональных различий в общенациональной политической системе и в общенациональном политическом режиме. При достаточно больших различиях можно говорить о региональных политических системах и региональных политических режимах.

3. Политические процессы. Здесь речь идет о территориальной проекции общенациональных политических процессов. Примером можно считать исследование региональных различий в результатах национальных выборов. Либо рассматриваются политические процессы сугубо регионального или местного уровней.

4. Политическая культура, политическое поведение и политическое участие. Как в случае с политической системой и политическим режимом, исследователь рассматривает меру региональных различий в политической культуре, определяя региональные политические культуры.

5. Политические элиты и политическое лидерство. По аналогии с другими объектами исследований здесь можно рассматривать процессы формирования региональных политических элит и политическое лидерство на региональном уровне.

6. Политические коммуникации. В политической регионалистике могут также учитываться региональные особенности политических коммуникаций. В частности, это политические коммуникации между центром и регионами, различия в особенностях политических коммуникаций между регионами, политические коммуникации в отдельно взятых регионах.

Предметом политической регионалистики (здесь мнения исследователей меньше расходятся) являются закономерности политического воспроизводства, функционирования и развития регионов. Предмет включает в себя исследование взаимодействий государства и его регионов, а также региональных политических институтов и процессов, неинституциональных проявлений территориальности (региональных политических культур, идеологий и т. д.). Таким образом, можно выделить вертикальное измерение политической регионалистики - политические отношения между центром и регионами; и горизонтальное - политические процессы (явления) в самих регионах.

При этом в рамках горизонтального измерения можно делать акцент как на различиях политических явлений от места к месту (принцип дифференциации), так и на локализованных комплексах политических явлений (принцип локализации).

Для примера можно привести различные определения политической регионалистики.

В. Гельман и С. Рыженков определяют политическую регионалистику как "совокупность исследований как макрополитических институтов и процессов на региональном и местном уровнях (изучение элит, выборов и т.п.), так и специфических аспектов регионального и местного управления, связанных с процессами общенационального масштаба".

Н. Медведев дает следующее определение. "Политическая регионалистика — одно из направлений как политологии, так и регионалистики, изучающее проблемы региональной структуры государства и общества, регионального развития и межрегионального взаимодействия, при этом уделяющее особое внимание пространственным формам политических явлений, динамике политических процессов и институтов в регионах, характеру и расстановке политических сил, своеобразию процессов формирования региональных элит, проблемам взаимодействия центра и периферии, а также обратному воздействию региональной политической среды на государство и общество в целом".

В.В.Черникова полагает, что политическая регионалистика представляет собой систему знаний о закономерностях функционирования региона в широком понимании, методологических подходов к его исследованию и практических рекомендаций по выработке региональной политики.

Р.Ф. Туровский выделяет в политической регионалистике две основные сферы анализа:

1) отношения между центром и регионами, политика государства в отношении регионов;

2) изучение политической среды на уровне собственно регионов.

В.Я. Гельман и С.И. Рыженков по-иному выделяют «три составные части» политической регионалистики:

1) анализ региональных электоральных процессов;

2) изучение региональных элит;

3) исследование федеративных отношений.

В таком случае остаются без внимания иные субъекты политики, иные типы политических процессов, роль регионов в международных отношениях, политические культуры и т. д.

Н.П. Медведев акцентирует в структуре объекта исследования, прежде всего, региональную политику и федерализм, что придает авторской трактовке односторонне юридический оттенок.

Основные функции политической регионалистики можно определить тогда, когда субъекты региональной политики вступают в политические отношения. Исходя из этого в качестве основных можно выделить следующие функции.

1. Теоретико-познавательная функция, которая связана с формированием знания о региональной политике в целом и о государственной региональной политике в частности, а также о роли этой политики в жизни общества.

2. Мировоззренческая функция, которая способствует выработке определенного видения политической действительности как в разрезе регионов, так и в целом в государстве и обществе.

3. Регулятивная функция предполагает усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия.

4. Аксиологическая функция должна давать более или менее точную оценку событиям в регионе или регионах государства в целом.

5. Прогностическая функция раскрывает тенденции развития региональной политики и политических явлений в целом через прогноз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: