double arrow

Вопрос 29: Охарактеризовать методы стимулирования

В практической педагогической деятельности возможно применений; методов, которые усиливают воздействие на ребенка тех или иных факторов и приводят к активизации личности воспитуемого, его действий и поступков. Эти методы побуждают школьника, дают толчок к действию, стимулируют его. С глубокой древности известны такие методы стимулирования человеческой деятельности, как поощрение и наказание. Современная педагогика особое внимание обращает на метод соревнования, который oсобенно стимулирует активность детей.

Сущность действия методов стимулирования состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка школьника, осмысление поступка, вызванные оценкой учителя и (или) товарищей. Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения учащихся с помощью его оценки.

Применяются методы стимулирования с целью: активизации личнос­ти к деятельности, закрепления положительных действий, побуждения к деятельности, поддерживания интереса к деятельности. В эту группу методов входят: требование, доверие, перспектива, традиции, соревнова­ние, общественное мнение, одобрение (поощрение), осуждение (наказа­ние), метод «взрыва» (одномоментный и специально организованный), пе­реключение, обеспечение успеха в деятельности и т. д.

Поощрение —это выражение положительной оценки, одобрения, при­знания качеств, поступков, поведения школьника или группы. Оно вызы­вает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность учителя, взрослых, награждение кни­гами и другие материальные награды. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется младшим школьникам и неуверенным в себе детям.

Наказание —это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В отечественной педагоги­ке был период отказа от наказания как метода, унижающего личность и име­ющего негативные последствия (в 20-е годы). Однако позже было признано правомерным педагогически грамотное применение наказания: оно, вызы­вая чувство стыда, неудовлетворенности, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обду­манных действий, анализа причин проступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности. Формы наказания разнообразны: замеча­ние учителя, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил — убери, нагрубил — извинись.

Соревнование. Детям в любом возрасте свойственно стремление к пер­венству. Желание утвердиться в окружающей среде — врожденная потреб­ность человека. Реализация этой потребности происходит в соревновании. Результаты соревнований надолго закрепляют положение воспитанника в коллективе. Это естественное, природное стремление к соперничеству У детей необходимо использовать при воспитании. Соревнуясь между со­бой, школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, разви­ваются интеллектуально, физически, нравственно и эстетически. Сравни­вая свои результаты с успехами одноклассников, они получают стимул соб­ственного роста и дальнейшего самосовершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: