Установить основные различия между традиционной и альтернативной педагогикой

Современный педагогический процесс у нас в стране и за рубежом харак­теризуется наличием альтернативных школ. Под этим термином понимаются школы, разрабатывающие новые системы, технологии обучения и воспита­ния, противоположные традиционному обучению и воспитанию, обоснован­ному Я. А. Коменским. Это своего рода экспериментальные площадки, рабо­та которых стимулирует нововведения в образовании. Они возникли в проти­вовес традиционному обучению, созданному Я. А. Коменским.

Альтернативную школу отличают: нетрадиционные (авторские) програм­мы; свои концептуальные основы; негосударственный характер; нахождение в «зоне риска». Эти отличительные признаки дополняются принципами: сво­боды, самостоятельности, сотрудничества, саморазвития личности ребенка.

Альтернативные школы (АШ) — (от лат. alter—другой)—«свободные школы», в странах Западной Европы и США неполные и полные средние школы, действующие параллельно или вместо обычных школ и обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию или формам и методам работы с учащимися. Возникли в конце 60-х годов XX века в рамках педагогических движений, противопоставляющих себя авторитарному воспитанию.

Как за рубежом, так и в России, есть тенденция гуманизации процесса воспитания и образования, чтобы было меньше принуждения и больше свободной деятельности детей совместно с товарищами и учителями. Соответственно принципы АШ отражают их суть: работа не на учебный предмет, а на ученика; принцип свободы, который предполагает возмож­ность выбора и ответственности за свой выбор; принцип совместной дея­тельности и жизни педагога и ученика — сотрудничества; принцип само­стоятельности и самодеятельности способствует самоактуализации и са­мореализации личности ребенка; перенос внимания с содержания образования на личность, которая должна научиться сама «собирать» себя, личность, которая развивается сама. Знания здесь выступают только как средство новой личностной самоорганизации.

Наиболее известной среди АШ следует считать Вальдорфскую школу. Она основана Штайнером. Ее философскую основу образует антропософия— учение о человеке и духовном познании мира. Воспитание, по Штайнеру, — средство раскрытия заложенных в человеке тайных духовных сил. Развитие человека проходит при семилетних цикла: 7,14,21 год. Каждой фазе свойственны особенности. Во время первой фазы ребенок учится с помощью подражания, во второй — с помощью предметно-образной деятельности, в третьей—фор­мируется абстрактное мышление. Главная задача школы — развитие физиче­ских, душевных и духовных сил ребенка. Особенное значение придаеся эксп­рессивным методам обучения и воспитания, имеются в виду занятия искусст­вом, особой «вальдорфской гимнастикой», сочетающей музыку, медитацию, слово. Результатом такого воспитания являются ученики, ориентированные на глубокое отношение к жизни, миру, у них очень хорошо развиты художе­ственные способности и эстетические чувства. Однако, отмечается, что это может затруднять адаптацию учащихся в обществе.

В Германии, Франции и других европейских странах работают школы, в основе которых лежат системы П. Петерсена, С. Френе. Для них харак­терна ориентация на гармоническое развитие всех способностей, воли, практических умений, ума, коммуникативных свойств. Ученики объеди­няются в разные возрастные группы. Содержание и темп занятий часто определяются детьми по свободному выбору: игры, чтение, индивидуаль­ная работа. В течение дня органично сочетаются игра, учеба, общение, отдых, труд. Оценок в баллах, как правило, нет, что снимает стресс. Одна из главных идей школы П. Петерсена состоит в формировании ре­бенка в совместной деятельности и общении детей разного возраста.

Вопрос 42: Определить сущность педагогического опыта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: