И самовоспитания

Воспитаниепроцесс (обычно планомерный и целенаправленный) передачи общественно-исторического опыта в форме ценностных ориентаций, понятий и жизненных принципов, отношений и установок к наиболее важным сферам человеческого бытия. Воспитание осу-ществляется через формирование такого реального практического взаимодействия ребенка (человека) с окружающим миром и людьми, которое влечет за собой изменение сознания, личности и поведения.

Средства воспитания – это способы организованного и неоргани-зованного воздействия воспитателей на воспитанников с целью выработки у них определённых качеств и форм поведения.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на:

1) прямые – непосредственно личностное воздействие одного челове-ка на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом;

2) косвенные содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов педагога и воспитуемого (чтение книг, использование средств массовой информации, ссылка на мнение автори-тетного человека и т. п.).

Институты воспитанияобщественные организации и структу-ры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность. Наиболее известные для нас институты воспитания – это семья и школа. Формально на них лежит основная доля ответственности за развитие личности ребёнка. Однако фактически в современных условиях школа и семья не всегда доминируют в воспитательных воздействиях.

Теории воспитания

1. Одна из теорий воспитания, распространённая в форме системы убеждений в обыденном сознании, не имеет сторонников среди современных учёных. Она утверждает, что личностные качества человека в основном передаются по наследству и мало изменяются под влиянием условий жизни («Каков в колыбельке, таков и в могилку»). Вплоть до XVIII-XIX вв., эта теория была довольно популярной среди философов, врачей, педагогов (биогенетическая) и оказала существенное влияние на существующие в то время концепции воспитания (З. Фрейд, У. Мак-дауголл, Э. Кречмер и др.).

2. Вторая теория по смыслу представляет собой как бы полную противоположность первой (социогенетическая). В основе её лежит идея о почти исключительной социальной детерминированности личностных качеств человека. Но ведь некоторые свойства личности (например, темперамент) не могут быть воспитаны, так как напрямую зависят от генотипа человека, от врождённых свойств нервной системы. Во-вторых, из психиатрии известны факты, свидетельствующие о связи болезненных состояний организма с изменениями в психологии личности больного человека. Например, при психических заболеваниях типа истерии и шизофрении наблюдаются существенные изменения в эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферах больного, которые не компенсируются воспитанием. То же самое касается наркомании, хронического алкоголизма и многих других психосоматических болезней. Следовательно, далеко не всё в личности зависит только от воспитания, многое определяется и состоянием организма.

Другие теории представляют собой промежуточные, компромиссные варианты двух рассмотренных. В них указывается на зависимость развития и функционирования личности как от биологических, так и от социальных факторов. В этой группе теорий вопросы воспитания решаются дифференцированно.

Психологические теории воспитания различаются ещё и тем, какие моменты, связанные с развитием личности, в них подчёркиваются. Есть группа теорий, предметом исследования в которых выступает характер человека. В теориях другого типа обсуждаются вопросы становления и развития интересов и потребностей ребёнка. Особый класс теорий составляют те, в которых предметом рассмотрения выступают черты личности (базисные и вторичные).

Перед психологией воспитания стоит вопрос о критериях воспитанности школьника. М.В. Гамезо выделяет 2 критерия воспитанности:

1) уровень сформированности нравственных потребностей, чувств, привычек (в данном случае имеется в виду содержание нравственной сферы: то чем руководствуется человек);

2) уровень преднамеренности, произвольности поведения: моральная устойчивость человека, умение преодолевать трудности невозможны без умения управлять своими желаниями, своим поведением. Способность человека действовать под влиянием намерения, преодолевать все другие непосредственные побуждения, желания, которые мешают выполнять намерение, говорит о том, что человек сознательно управляет своей мотивационной сферой.

А.К. Маркова указывает, что чрезвычайно важным для оценки эффективности труда учителя являются те психические изменения в развитии учащихся, которые происходят в результате труда учителя: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитуемость.

Воспитанность ученика включает:

· запас нравственных представлений (то, что оно знает о нормах поведения и отношения к обществу);

· нравственные убеждения (как ученик воспринимает нравственные нормы для себя лично, т. е. личное, пристрастное отношение к нравственным нормам – личностные смыслы, мотивы, ценности);

· реальное нравственное поведение (как знания и убеждения реализуются в поведении).

Воспитанность есть согласованность знаний, убеждений и поведения.

Воспитуемость – это возможности ученика к дальнейшему личност-ному росту вместе со взрослыми, восприимчивость к воспитанию, потенциальный уровень воспитанности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: