Путь от нравственного понятия к нравственному убеждению

В. И. Ленин учит: «…школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгля­ды...». Овладение знаниями о природе и обществе, осмысливание явлений и закономерностей окружающего мира - это лишь начало воспитания. Дальше идет длительный, сложный процесс формирования личных нравственных убеждений. Лич­ные нравственные убеждения - это конечный результат мо­рального воспитания, главный показатель, характеризующий духовный облик человека, единство мысли и поступка, слова и дела в его поведении.

О нравственном убеждении можно говорить тогда, когда знания не истины, понятия глубоко преломляется в личном духов­ном мире человека, становится его личным взглядом, пробуж­дает глубокое чувство, сливается с его волей и проявляется в деятельности, в линии поведения, в поступках, в отношении к другим людям и к самому себе. Нравственное убеждение - деятельные силы личности, горячее стремление отстоять правильность, доказать истинность своего взгляда, готовность пойти во имя этого на любые лишения. Убеждения - это не только то, что человек знает, но прежде всего то, как он это знание претворяет в своей деятельности.

Мы добиваемся того, чтобы с первого дня пребывания ре­бенка в школе у него формировались личные взгляды и эти взгляды становились для него священными, дорогими, как собственная честь. Мы стремимся к тому, чтобы вся жизнь и деятельность коллектива, многогранность отношений, интересы воспитанников - все это имело идейный, гражданский смысл, вызывало глубоко личное отношение к тому, что человек ви­дит, узнает, делает. Любое, событие, явление, на первый взгляд как будто и не имеющее прямого отношения к его судьбе, вос­питанник переживает как глубоко личное дело: нарушение нравственного принципа приносит ему личное беспокойство, тревогу, заботу, переживается им как оскорбление личного достоинства.

Нравственное убеждение - это идеал, вершина морального развития, путь к которой лежит через единство нравственной привычки и нравственного сознания. Практика глубоко убедила нас в том, что прочная, незыблемая основа нравственных убеж­дений закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда доб­ро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливости, доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой нагляд­ности, очевидности морального смысла того, что он видит, де­лает, наблюдает. Мы добиваемся, чтобы добро и зло, честь и справед­ливость приносили ребенку личную радость, а зло, бесчестие, несправедливость - огорчение, тревогу, даже личное горе.

Чувства - это кровь, плоть и сердце моральной убежденно­сти, принципиальности, силы духа; без чувств нравственность превращается в сухие, бесцветные слова, способные воспитать лицемеров. Вот почему, образно выражаясь, дорожка от нрав­ственного понятия к нравственному убеждению начинается с поступка, с привычки, насыщенных глубокими чувствами, личным отношением к тому, что ребенок делает, что делается вокруг него. Зло, которое творит кто-то и которое мне лично никакого вреда не приносит, будет воспринято и пережито мной как личное горе лишь тогда, когда я не раз пережил радость, делая для людей добро, не получая от этого никакой выгоды, но переживая удовлетворение единственно от того, что я делаю добро, - таким правилом руководствуемся мы в практике вос­питательной работы, добиваясь единства поведения и сознания.

Жизнь наших учеников (особенно важно это для маленьких детей) проходит в атмосфере высоконравственных поступков, которые становятся привычкой. Мы учим маленьких детей со­вершать поступки, нравственная сущность которых формирует личное отношение ребенка к гражданскому долгу - стремле­ние делать добро обществу и непримиримость к злу.

На школьной усадьбе - сотни плодовых деревьев. С пер­вых же дней пребывания в школе мы побуждаем детей к сле­дующему: если ты увидел, что на деревце надломлена веточка, бережно подвяжи ее, смажь рану; если это сделано умело и своевременно, веточка приживется, деревцо залечит поврежде­ние. Мы учим, как это делать, но это лишь одна сторона дела. Главное в том, чтобы у ребенка заболела душа, когда он уви­дел поврежденное деревцо. Мы достигаем этого воспитанием у детей горячего стремления утверждать красоту жизни и бо­роться против разрушения, бесплодного прозябания. И если мы видим потом, что дети, заметив надломленную ветку, бегут в класс или домой за веревочкой или, если им самим сделать это не под силу, с тревогой сообщают учителю или старшему то­варищу, что ветер надломил деревцо, ветку, мы считаем цель достигнутой, для детей деревцо стало живым существом, кото­рое надо оберегать.

Постепенно эти поступки входят в привычку. Подросток, юноша, девушка уже не задумываются над тем, что нужно подвязать надломленную ветку, при крыть почвой оголенные ливнем корни дерева, помочь старушке, несущей тяжелый чемодан; они просто не могут остаться ·безучастными, пройти мимо, не обратив внимания, не могут не потрудиться, когда это касается другого человека или общества. Многократно пе­режитоe чувство радости, сопровождающее хорошие поступки в детстве, со временем переходит в тот голос совести, который свидетельствует о высокой нравственной сознательности. Чело­век не может не сделать добро не потому, что ему хочется услышать похвалу (поощрение в нравственном воспитании очень тонкая и небезопасная вещь), а потому, что если бы он прошел мимо, это при несло бы ему горестные переживания.

Первые поступки, в которых мы усматриваем основу для формирования высоконравственных привычек, отражают во многих случаях отношение к вещам, но в этих вещах очелове­чивается труд, воплощается мастерство, трудолюбие, а следовательно, и моральное достоинство человека. Эмоциональное отношение через вещи к труду, а через труд к человеку и об­ществу - это исключительно важное условие формирования нравственных привычек. С первого дня пребывания в школе мы приучаем детей к следующим поступкам:

если ты увидел иссохшую, растрескавшуюся почву вокруг розового куста или персикового дерева, вокруг недавно пере­саженной яблоньки или куста винограда, разрыхли почву, а вечером полей дерево или куст;

подними на дороге выброшенный кем-то или утерянный кусок металла, принеси его на школьный двор, положи в спе­циально отведенном для этой цели месте: каждый грамм металла - это маленькая частица машины;

увидел бумажку во дворе, в коридоре, в классе - подбери, отнеси в мусорный ящик;

сдавая после работы инструмент в рабочей комнате (резец, стамеску, ножик, шерхебель, рубанок), посмотри, не надо ли его наточить; если надо - сделай это; помни, что сдаваемый инструмент (или инвентарь - лопата, грабли, поливалка) дол­жен быть в значительно лучшем состоянии, чем то, в котором ты его получил;

книга, которую ты возвращаешь в библиотеку, должна быть в значительно лучшем состоянии, чем ты ее получил; помни, что книга создается трудом многих людей;

заметив неисправность в механизме, которым тебе довери­ли управлять или на котором ты работаешь, сразу же обра­тись, за помощью к старшим товарищам, попроси их устранить неисправность; то, что сможешь, сделай сам.

Моральный смысл этих поступков в том, что в них выражается уважение к труду, а через труд к достоинству человека­-творца. Эти поступки не просто режимное требование, а уроки жизни, формирующие убеждение в том, что перекладывать на других свой труд и свои обязанности безнравственно. Эта

мысль осознается ребенком каждый раз, когда он поступает так, как требует общество. Но знание превращается в убежде­ние не от частого повторения поступков. Человеческое сознание не запоминающее устройство электронной машины. Знание становится убеждением лишь при том условии, когда поступок приносит переживание правоты, волнует ребенка, оставляет в его душе чувство радости, бодрости, духовной приподнятости.

Процесс формирования убеждений предполагает сознательное отношение ребенка к своим желаниям - управление желаниями. Не случайно у нас много цветущих роз: ребенку иногда хочется сорвать цветок, но его удерживает мысль, что этим поступком он принесет зло людям. Постепенно мысль об этом забывается, но навсегда остается чувство отвращения к злу. Ребенок уже не раздумывает, можно или нельзя сорвать цветок, эта мысль даже не приходит ему в голову. В том и сущность нравственной привычки, что поведением человека руководит голос совести, а в этом голосе главная нота принадлежит чув­ству. Мне на всю жизнь врезались в память прочитанные в свое время слова известного французского деятеля культуры Эдуар­да Эррио: то, что остается, когда все другое забыто, - это и есть культура. Действительно, нравственная культура - это не сум­ма знаний, которые надо хранить в памяти, а то, что отложи­лось в человеческой душе от знаний - глубоко осмысленных, пережитых.

Многолетний опыт воспитательной работы убедил нас в том, что подростков, юношей и девушек уже поздно учить (и очень трудно переучивать), чтобы они оберегали деревья и цветы ­эту радость для людей; разрыхляли почву под кустом розы, хотя их и не заставляет никто делать это; отремонтировали обложку книги перед тем, как возвратить ее в библиотеку. Им бу­дет понятна общественная необходимость этих и аналогичных поступков, но они не будут так поступать, если в детстве и ран­нем отрочестве у них не были сформированы глубокие нрав­ственные привычки, если мысль, побуждающая к нравственно­му поведению, не была ими пере жита, не оставила следа в их душе. Нравственные привычки, отражающие отношение наших подростков, юношей и девушек к вещам и через вещи к людям, в годы старшего отрочества и ранней юности только закреп­ляются. Это очень важное условие успешного,морального воспитания. Решение более сложных задач нравственного воспита­ния в подростковом и юношеском возрасте (формирование убеждения о жизненном идеале, осознание важнейших истин научного мировоззрения и др.) становится возможным лишь благодаря тому, что в детстве и раннем отрочестве были сфор­мированы более элементарные привычки нравственной куль­туры.

Уже в процессе формирования нравственных привычек, отражающих отношение к вещам и через вещи к людям, у детей создаются первые представления о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости, долге, счастье, достоинстве. Но это лишь начало формирования нравственно­сти. Более высокой ступенью этого процесса является побужние к поступкам, заключающим в себе непосредственное отношение к людям, к самому себе, к общественным интересам. Цель этих поступков - пробуждать переживание мысли, что свои поступки мне надо сообразовать с интересами окружаю­щих людей, что мое счастье не должно при носить им огорчения и несчастья. Поступки, которые учат жить среди людей, - это, образно говоря, тот фундамент моральной культуры, на котором в дальнейшем строится все. Эмоционально яркое пережи­ваниe моральных понятий, истин, норм, принципов, лежащих в основе этих поступков, зависит от богатства духовной жизни школьного коллектива. Покажем, как на основе поступков фор­мируются моральные убеждения, требующие уважения интересов людей. Мы учим детей:

Говори о человеке, поступке, явлении, событии то, что ты думаешь. Никогда не стремись угадать, каких слов от тебя кто-то ожидает. Это стремление может сделать из тебя лице­мера, подхалима и в конечном счете - подлеца.

Ты увидел, что на твоих глазах совершается несправедли­вость, обман, унижение человеческого достоинства и т. д. В тво­ем сердце загорел ось возмущение, тебе хочется вмешаться, доказать или восстановить правду... А рассудок подсказывает тебе: не вмешивайся, это не твое дело. Знай, что это голос тру­сости. Делай так, как подсказывает первое побуждение - чув­ство, голос совести, - оно обычно бывает самым благородным. Холодное, рассудочное отношение к злу, несправедливости, бесчестию может сделать из тебя равнодушного, бессердечного человека.

Не выступай с критикой недостатков товарища перед кол­лективом, если перед этим ты не сказал товарищу о его недо­статкax наедине, не постарался убедить его, что он неправ. Если тебе удалось его убедить, критика тоже не нужна, она превра­тится в болтовню.

Если ты услышал какие-нибудь слова о человеке, поступке, событии, не повторяй этих слов, как попугай, подумай о том, что ты услышал. Обо всем имей свое мнение, на все - свой взгляд. Но если ты убедился, что другие говорят правильно, поддерживай их мысль, отстаивай ее.

Не забывай о том, что тебе надо сделать сегодня (урок, труд в мастерской или на участке, в кружке и т. д.). Когда ты проснулся, первая твоя мысль должна быть о труде, который ты должен сегодня выполнить. Никогда не откладывай на завтра то, что надо сделать сегодня. Завтра - это мать лени, разбол­танности. Чтобы совесть твоя была спокойна, сделай сегодня хоть маленькую частичку того, что надо сделать завтра. Пусть это станет правилом твоей жизни.

Знания добывай своими силами. Пользоваться результата­ми труда товарища бесчестно. Несамостоятельное выполнение учебных заданий - первый шаг к тунеядству.

Окончился день, подумай: что я сделал для того, чтобы при­нести радость и счастье людям, чтобы самому стать умнее,­ это тоже радость для людей. Если мысль твоя ни на чем не остановилась, значит, день прожит напрасно и завтра тебе на­до напрягать усилия вдвойне, чтобы возместить утраченное.

В рабочей комнате или в мастерской ты видишь образец того, что тебе надо сделать,- деталь, модель, инструмент и т. д. Как бы совершенен и красив ни был образец, постарайся сде­лать лучше. Знай, что пределов мастерства и совершенства в труде нет.

Если твой друг отстает в учении или в труде, научи его, как преодолеть отставание. Если тебя не беспокоит отставание товарища, значит, ты равнодушный человек. Чем больше от­даешь ты своему другу душевной теплоты, доброты, заботы, тревоги, беспокойства, ласки, тем больше радости приходит в твою жизнь.

Не перекладывай своего труда на отца и мать. Уважай их труд и отдых делом, поступками. Твое хорошее учение, хоро­ший труд - это радость твоих родителей. Приноси им эту ра­дость. Не огорчай их ничем. Не допускай, чтобы все лучшее они отдавали тебе.

Уважай женщину. Твое отношение к женщине - это зер­кало твоей нравственности. Любить девушку - это значит прежде всего приносить ей радость, создавать радость. Если на твоих глазах кто-нибудь обижает женщину, накажи обидчика, останови его.

Как же практически побуждаются воспитанники к этим поступкам, что является источником переживания ими прав­дивости, нравственной идеи, как зарождаются и крепнут их убеждения?

Мы раскрываем перед воспитанниками те страницы хресто­матии нравственных ценностей человечества, которые посвя­щены благородным, мужественным борцам за торжество прав­ды, за свободу народа. Образы их зажигают в сердцах воспитанников горячее стремление быть такими же мужествен­ными. Это переживание, это чувство - первый зародыш убеж­денности. Но идея по-настоящему овладевает душой человека, когда он чувствует собственное величие и красоту. Ребенок стоит как бы на перекрестке идейных влияний, в его жизни возникают ситуации и обстоятельства, когда он чувствует, ви­дит зло. Величие нравственного поведения людей, у которых стоит учиться жить, является для ребенка как бы ярким све­том, озаряющим то, что он видит вокруг себя. И человек, стоя на пороге жизни, вступает в борьбу против зла. Во мно­гих случаях при этом возникает конфликт, но так и должно быть, потому что убежденность рождается в борьбе идей. Очень важно, чтобы маленький человек увидел, почувствовал зло, вступил в борьбу с ним и вышел победителем - убедился, что в нашем обществе торжествует добро и справедливость.

Пионеры помогали взрослым грузить в кузов автомашины семенные початки кукурузы. Они отбирали самые крупные початки. Вдруг бригадир посоветовал: «Ребята, бросайте вниз что попало, положим самое лучшее сверху. Надо скорее выполнять план». А перед этим они с волнением, затаив дыхание, слушали рассказ о мужестве Александра Ульянова. «Как же так! Почему же мы должны кого-то обманывать?» - пронеслось у них в голове. И они с возмущением рассказали обо всем учителю. Это был их первый бой за справедливость, оставив­ший в юных сердцах глубокий след.

Звеньями и группами выходят члены детского комитета за­щиты природы в поля и леса, на луга, на берег пруда, смот­рят, не поднимает ли кто руку на зеленого друга, не появились ли вредители леса и сада, не крадется ли браконьер к воде на ловлю рыбы в пору икрометания. Иногда эти походы увенчи­ваются успехом: пионерам удается предотвратить что-то плохое или, установить истину…

Мы не допускаем, чтобы дети только видели зло и только оценивали его с точки зрения норм нравственности. Из ребенка,который хорошо понимает, что на его глазах совершается зло, запоминает виновников, рассказывает о них старшим (пусть разбираются, привлекают к ответственности), выраста­ет человек, равнодушный ко всем и ко всему. Все в нем будет подчиняться бесстрастной рассудочности, а потом и расчетли­вости. Он будет думать - возмущаться ему или не возму­щаться, когда на глазах творится зло, научится лицемерить.

Такие люди страшны: в течение своей жизни они совер­шают тысячи предательств, и эти предательства ужасны тем, что они с первого взгляда касаются вещей как будто бы незна­чительных. Увидев хулигана, оскорбляющего девушку, такой человек не всегда пройдет мимо: он остановится, посмотрит, станет даже возмущаться бездеятельностью милиции и дружинников, но сам не вмешается. А это как раз и есть гнусное предательство, корни которого уходят в безобидное равнодушие детства.

Духовная жизнь ребенка отличается большой тонкостью восприятия тех явлений, которые оказывают влияние на чув­ства. Это прежде всего горе, страдание, причиненное одним человеком другому. Каждому учителю приходится часто вы­слушивать жалобы малышей, рассказывающих о проступках старших товарищей или старших школьников. Чаще всего в этих рассказах речь идет о том, что кто-то кого-то обидел. Жалобщик рассказывает о своем негодовании учителю, больше он пока ничего сделать не в силах. Как важно при слушаться внимательно к словам маленьких жалобщиков! Ведь ребенок но просит наказать виновника даже в том случае, когда обидели его. Он хочет, чтобы учитель разделил его горе, возмущение. Обида чаще всего бывает, с точки зрения взрослых, очень маленькой, но ведь у ребенка свои масштабы, свое измерение добра и зла. Надо не только снизойти к миру детских интересов, по и глубоко проникнуть в мысли ребенка, пережить его чувст­ва, взволноваться его тревогами. Поощрять жалобы нельзя, но ребенок, когда он идет со своим горем, меньше всего видит в своем поступке жалобу. Он стремится, чтобы его чувства на­шли отклик в сердце другого человека.

Важно не охладить страсти детской души, не уязвить самых чувствительных его уголков, не допустить, чтобы ребенок стал равнодушным. Разделяя негодование, возмущение ребенка, пе­реживая его горе, мы развиваем в ребенке остроту нравствен­ных чувств. Мы учим его находить действенный выход чувст­вам - не только возмущаться злом, но и самому бороться про­тив него, не только идти к кому-то за правдой, но и самому утверждать правду. Важно дать ребенку конкретный совет, как поступить в каждом конкретном случае.

Истоки детского эгоизма - в невоспитанности чувств. Ре­бенок чувствует себя бессильным перед злом, которое кажется ему непреодолимым. А где есть чувство бессилия, там появля­ется и мысль об одиночестве. Если же маленький человек от­дает страсть своей души другим людям, он не задумывается над тем, что в единоборство со злом он вступает один.

Мы стремимся постепенно подвести ребенка к убеждению, что делать что-нибудь хорошее, полезное и нужное для обще­ства - это нравственная доблесть, думать же только о себе ­бесчестно. Очень важно, чтобы поступки, раскрывающие сущ­ность этих идей, были насыщены нравственными чувствами, чтобы ребенок пере живал личную непримиримость к бесче­стию.

У нас уже 9-10-летний ребенок при обретает первый эмо­ционально-нравственный опыт общественно полезной деятель­ности: видит первые результаты своего труда для общества, на­пример выращенные саженцы винограда, переживает в связи с этим радость. Раннее переживание этого чувства - исключи­тельно важное условие формирования моральных убеждений. Это чувство рождает у ребенка тревогу, если он ничего не сде­лал для других людей. К моменту вступления в подростковый возраст ученики видят результаты своего продолжительного общественно полезного труда: плодовый сад, выращенный на пустыре, тучное поле на том месте, где была неплодородная почва. Вступая в раннюю юность, ученик уже имеет моральное богатство - радость от мысли, что своим трудом он украсил

землю. Это чувство - источник подлинного патриотизма, со­знания общественного долга.

Большое значение мы придаем нравственному смыслу са­мостоятельного труда в процессе овладения знаниями. Мы добиваемся того, чтобы в учении ребенок пережил чувство соб­ственного достоинства. С первых же дней обучения мы про­буждаем у детей ощущение радости от при обретения знаний. Эмоциональная оценка успехов становится важной чертой ум­ственного труда. Учитель и ученик увлекаются общей интел­лектуальной целью - познать, открыть истину, преодолеть трудности. Когда ученик видит, что учитель радуется его успехом и огорчается его неудачами, эти чувства передаются и ему, и таким путем он на опыте убеждается, что труд, связанный с приобретением знаний своими силами, приносит удовлетворение. Поэтому мы и добиваемся, чтобы из двух путей приобре­тения знаний - легкого и беззаботного, но не приносящего радости преодоления препятствий и трудного, тернистого, даю­щего радость творчества,- ребенок сознательно выбирал вто­рой путь. Выбор этот зависит от того, насколько ярко воспи­татель сумел раскрыть перед ребенком цель труда - не только сделать дело, но и утвердить свое нравственное достоинство, "оказать, на что способен. Чем чаще ребенок делает правиль­ный выбор, тем глубже он переживает, что выполнить работу или не выполнить, завершить ее или оставить на полпути - это дело личной чести, достоинства. Раскрывать перед ребенком смысл учебного труда - это целая область творчества педа­гога. И у нас многие виды заданий имеют ярко выраженную направленность на переживание ребенком чувства чести тру­женика.

На уроках арифметики у нас детям дается, как правило, несколько вариантов задач и примеров для самостоятельной работы; каждый вариант отличается степенью трудности. Уче­нику предоставляется возможность выбирать любой вариант. Дети очень чутки к этой свободе выбора, они видят в ней воз­можность утвердить свое достоинство. Умственный труд при­обpeтaeт характер живого, интересного соревнования.

Многие задания, которые даются ученикам, состоят из двух частей: одна обязательная, другая дополнительная, доб­ровольная, рассчитанная на стремление сделать больше, чем требуется. Дополнительный материал тесно связан с обяза­тельным. Самостоятельный труд приобретает нравственный смысл: по своему желанию ученик делает то, что его привле­кает возможностью испытать силу его воли. Стремление вы­брать наиболее сложный путь постепенно становится нравствен­нoй привычкой. Нравственная культура - это и есть нравст­венные привычки, ставшие эмоциональным стражем поведе­нии; воспитанному человеку голос совести не позволит даже размышлять над тем, можно или нельзя списать у товарища. Для него это так же недопустимо, как недопустимо предстать голым перед людьми.

Так формируется определенная линия поведения, характер­ная органической нетерпимостью к обману, нечестности, лег­кому пути к успехам. Добиться того, чтобы каждый выработал эту линию поведения, - эту задачу можно решить лишь притом условии, когда нравственные убеждения строятся на проч­ной основе нравственных привычек.

Нравственные привычки, проникнутые переживаниями идеи, вдохновляющей на хорошие поступки, - это азбука мо­ральной культуры. Как грамотный человек читает слово, не ос­танавливаясь мыслью на каждой букве, так для нравственно воспитанного человека благородный поступок не нуждается в логическом обосновании идеи, сущность которой выражает этот поступок. Но как чтение слова невозможно без знания букв, так и нравственная убежденность невозможна без поступ­ков, без нравственных привычек.

Моральная культура человека характеризуется тем, что убеждения становятся в его жизни самостоятельной духовной силой, побуждающей на новые нравственные поступки. Ста­новление этой самостоятельности зависит от того, чем напол­нена жизнь коллектива и личная жизнь каждого питомца. Один день, один час, в которые человек проявил силу духа, мо­гут сыграть в его жизни более значительную роль, чем годы жизни, в которые он ничем не проявил себя. Задача школы ­добиться, чтобы убеждения как можно раньше сделались са­мостоятельной духовной силой ее воспитанников. Этот период духовной жизни можно назвать моральной зрелостью. Основ­ная масса наших учеников вступает в него в подростковые годы и в годы ранней юности. Рассмотрим детально, как проис­ходит нравственное развитие школьника в этот период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: