Внутренняя политика Алексея Михайловича

Основной задачей внутри государства в период правления Алексея Михайловича, стало укрепления царской власти с учётом интересов сословий. К 1649 г. было принят один из наиболее значимых юридических документов в истории нашей страны: Соборное уложение. Оно определяло важнейшие моменты в области уголовного, гражданского и семейного права, а также судопроизводства в России. В результате проведенных реформ существенно изменилось положение этих сословий. Русские купцы стали немного более защищенными от произвола наместников, в правах торговли их уровняли с иностранными торговцами. Дворяне получили право единолично и наследственно владеть землей. В результате проводимых Алексеем Михайловичем реформ укреплялись централизованное государственное управление и самодержавие. Ряд внутриполитических начинаний царя намного пережил его самого, например, созданный им Верховный Тайный совета в видоизменённых формах просуществовал не одно столетие. Преобразования коснулись и армии, стали образовываться солдатские, кавалерийские полки нового образца. Их комплектовали в качестве государственной повинности крестьянами. Так зародилась система рекрутских наборов, окончательно оформившаяся при Петре 1. Однако нельзя сказать, что во внутренней политике при Алексее Михайловиче были одни успехи. Все эти реформы потребовали значительного количества денег, и усиления налогового бремени. Всё это вызывало недовольство населения, выливавшееся в бунты и восстания. Наиболее известными являются соляной и медный бунты, а также восстание под руководством Степана Разина, переросшее в народную войну 1670 -1671 годов.

30. Раскол русской православной церкви. Реформы патриарха Никона.

Патриарх Никон решил изменить древнее церковное предание и начал вводить в русскую Церковь новые об­ряды, богослужебные тексты и другие новшества без одобрения собора. Он вступил на московский патриарший престол в 1652 году. Еще до возведения в патриархи он сбли­зился с царем Алексеем Михай­ловичем. Вместе они и задумали переделать рус­скую Церковь на новый лад: ввести в ней такие чины, обряды, книги, чтобы она во всем походила на современную им греческую церковь, которая давно уже перестала быть вполне благочестивой.

В свое окружение патриарх Никон ввел некоего Арсения Грека, известного авантюриста, человека весьма сомнительной веры. Воспитание он получил у иезуитов, по прибытии на Восток принял ислам, затем снова примкнул к православию, а потом уклонился в католичество. Когда он появился в Москве, его отправили в Соловецкий монастырь как опасного еретика. Оттуда и взял его Никон к себе и сделал главным помощником в церковных делах. Это вызвало ропот среди русского на­рода. Но открыто возражать Никону опасались, так как царь предоставил ему неограниченные права в делах церкви.

Опираясь на дружбу и власть царскую, Никон приступил к церковной ре­форме решительно и смело. Начал он с укрепления собственной власти. Никон имел характер жестокий и упрямый, держал себя гордо и недоступно, называя себя, по примеру римского папы, «крайним святителем», титуловался «великим государем» и был одним из самых богатых людей России. К архиереям он относился надменно, не хотел их называть своими братьями, всячески унижал и преследовал остальное духовенство. Историк В. О. Ключевский назвал Никона церковным диктатором.

Реформа началась книжной справой. В старину не было типографий, книги переписывались в монастырях и при епископских дворах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно и с благоговением. Русский народ любил книгу и умел ее беречь как святыню. Малейшая описка в книге, недосмотр или ошибка считались большим грехом. Благочестивый народ внимательно следил, чтобы не вкрались какие-либо ошибки. Писцы обычно заканчивали рукопись смиренным обращением к читателю, чтобы те выявляли ошибки, исправляли их. И за то писцы заранее по-христиански искренно благодарили «народных редакторов». Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма, правильностью и точностью текста. В древних рукописях трудно встретить помарки или зачеркивания. В них было меньше описок, чем в современных книгах опечаток. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начал действовать Печатный двор. Исправление книг велось с большой осторожностью и осмотрительностью.

Иначе стало при патриархе Никоне. На соборе 1654 года было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.

За изменением книг последовали и другие церковные нововведения. Наиболее заметными из них были следующие:

- вместо двуперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от византийской православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстное;
- в старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус»; в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус»;
- в старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца;
- в старых книгах в символе веры (8-й член) читается: «И в Духа Святаго Господа Истиннаго и Животворящаго»; после исправлений слово «Истиннаго» было исключено;
вместо сугубой, т. е. двойной аллилуии, которую творила русская Церковь с древних времен, была введена трегубая (то есть тройная) аллилуия;
- Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах; новые «справщики» ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры исключили.

Никон и его помощники дерзко посягнули на изменение церковных установлений, обычаев и даже апостольских преданий русской православной Церкви, принятых при Крещении Руси. Эти изменения церковных узаконе­ний, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания. Кроме самой порчи книг и церковных обычаев, резкое сопротивление в народе вызвали те насильственные меры, с помощью которых Никон и поддерживавший его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями. Опасаясь утратить чистоту веры, одни пред­почитали умереть, но не предать отеческое благочестие, другие покидали родные места.

31. Россия в последней четверти XVII в. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Стрелецкие бунты. Царевна Софья. Единовластие Петра I,

После смерти царя Алексея Михайловича на престол вступил Федор Алексеевич (1676–1682), которого поддерживала семья Милославские, родственники первой жены Алексея Михайловича. Нарышкины, родственники второй жены Алексея Михайловича, были удалены от двора.

Федор Алексеевич часто болел, был слабовольным. Федор был дважды женат, но детей у него не было.

Во внешней политике главным направлением было защита южных границ от Турции. В союзе с Турцией выступали крымские татары и Польша. В результате Чигиринского похода 1677–1678 годов удалось защитить Левобережную Украину.

Во внутренней политике для упрощения сбора налогов проведена перепись населения и введен сбор с дома. Попытались провести централизацию управления армией: все приказы, обслуживающие армию объединены под начальством князя В.В. Голицына.

После смерти Федора Алексеевича царем был провозглашен 10-летний Петр. Нарышкины оттеснили от трона Милославских. Но уже через несколько месяцев Нарышкины настроили против себя стрельцов и в мае 1682 года они подняли восстание. В результате восстания царем был провозглашен брат Петра слабоумный 16-летний Иван V. Фактически власть перешла от Натальи Нарышкиной – матери Петра, к Софье Милославской (1682–1689) – старшей сестре Петра и ее любовнику князю Василию Галицыну.

Софья поддерживала распространение образования в России, способствовала открытию мануфактур. Князь Галицын был широко образован, владел европейскими языками. Ему удалось добиться отказа Польши от Левобережной Украины и втянуть Польшу в союз против Турции. Он предпринял несколько неудачных походов в Крым, которые серьезно напугали Турцию.

Фёдор III Алексеевич (30 мая (9 июня) 1661 — 27 апреля (7 мая) 1682) — русский царь с 1676 года, из династии Романовых, сын царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, урождённой Милославской, старший брат царей Ивана V (родной) и Петра I (единокровный).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: