В середине XVII в. произошли события, порожденные церков. реформой и вызвавшие глубокие потрясения в духовной и обществ. жизни Руси
В 1641 г. в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия, в который входили и будущие идейные противники Никон и Аввакум. Они пытались противостоять произвольному сокращению церков. служб, разгульной жизни части духовенства. Внутри Кружка развернулся спор по поводу образцов, по которым надлежало исправлять священные тексты. Для одних это были древнерусские рукописные книги, для других - их греческие оригиналы.
В глубине конфликта лежали не только чисто церков. дела, но и принципиальный выбор между византийским и древнерусск. наследием, а, в конечном счёте, отношения России и Европы.
Став в 1652 г. патриархом и желая укрепить позиции церкви, Никон начал церковную реформу (1653-1654гг). Суть её заключалась в приведение норм церков. жизни в соответствие с нормами греческой и других православ. церквей.
Основные нововведения:
- креститься надо не двумя перстами, а тремя (символ Троицы);
- крестный ход вокруг церкви совершать не с востока на запад, а наоборот;
- вместо земных поклонов класть во время богослужения поясные; вместо написания "Исус" вводилось "Иисус" и т.д.
Было приказано допускать до богослужения иконы только греческого образца и изъять иконы старорусского письма. Старинное церковное пение в унисон стало заменяться многоголосием. Прекращалось строительство самобытных шатровых храмов.
Этим изменениям противостояла группировка во главе с протопопом Аввакумом, настаивавшая на "чистоте" русских текстов и истинности традиц. обрядовости. Очевидно, что изменения касались всё же деталей, а не сути самого вероучения. Разногласия могли бы быть урегулированы. Но Никон стал внедрять реформу поспешно и жестоко. В ответ "ревнители" старой веры фанатично защищали свои традиции и обряды.
В итоге произошёл раскол русской церкви на новую, никонианскую, и старообрядческую. Реформа Никона была вызвана не только религиозными, но и полит. причинами. Она была вызвана укреплением самодержавия. Никону, а вместе с ним и царю, надо было навязать верующим единую культовую систему.Вот почему активное участие в реформе приняла светская власть. Но патриарх стремился создать сильную церков. власть, независимую от светской и имеющую превосходство над ней. Это шло вразрез с интересами самодержавия.
В 1658 г. между царем и патриархом произошёл конфликт, приведший к разрыву отношений. Никон уехал из Москвы. В 1666 г. церковный Собор лишил его патриаршего сана.
Но смещение Никона не означало отмены его реформы. Она признавалась делом царя, государства и церкви. Старообрядцы были преданы анафеме и сурово преследовались. Руководителей раскола постигла тяжёлая участь. Аввакум в 1682 г. погиб на костре. Но это лишь усилило движение староверов. Они нашли поддержку в разных слоях общества - от феодальной аристократии до угнетённого крестьянства.
По подсчетам некоторых историков, до четверти русских людей ушло в раскол. Под знаменем раскола проходили такие крупные движения, как Соловецкое восстание (1662 г.), крестьянская война под руководством С. Разина (1670-1671гг) и многие другие.