Революционное движение

После подавления декабрьского восстания 1825 года продолжили свою деятельность революционные кружки, называвшие себя «остатками от 14 декабря», в состав которых входили студенты (дворяне среди них составляли только треть), мелкие служащие и офицеры. Центр революционной активности перемещается из Петербурга в Москву, менее задетую политическими репрессиями. В 1830-х гг. наибольшую известность приобретает кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева, еще в юности поклявшихся «пожертвовать жизнью на избранную борьбу». Именно здесь заговорщики обсуждали опыт Великой французской революции, восстания декабристов, французских утопических социалистов, спорили о путях развития России, формируя начатки теории русского социализма. Будущий теоретик российского освободительного движения А.И. Герцен восемь лет с 1834 по 1842 гг. провел в ссылке, а в 1847 г. навсегда покинул Россию, став при этом «властителем дум» прогрессивных сил российского общества.

Другим влиятельным революционным мыслителем николаевской России стал В.Г. Белинский, который увидел свое призвание в борьбе против «теории официальной народности» и стремился пробудить революционное сознание российского народа. Основным поприщем его интеллектуальных усилий стала публицистика. Чтобы обмануть цензуру, Белинский мастерски овладел «эзоповым языком», и завоевал исключительный авторитет литературного критика, бичуя феодальные пережитки современного ему общества.

В 1845–1849 гг. существовал знаменитый революционный кружок петрашевцев, названный по имени его организатора М.В. Буташевича-Петрашевского. Испытав на себе сильное влияние революционных манифестов декабристов, трудов Герцена и Белинского, Петрашевский сначала устраивал знаменитые «пятницы», на которые приходили многочисленные знакомые самих участников кружка, включая известных представителей творческой интеллигенции, и проводились коллективные чтения запрещенной цензурой литературы. В более поздний период собрания приобрели более актуальный политический характер, на них обсуждались самые острые вопросы современности, от отмены крепостного права до проектов будущего государственного устройства России. В 1849 г. петрашевцы были арестованы жандармами, 15 человек, включая Ф.М. Достоевского, были приговорены к расстрелу (который в последнюю минуту был заменен каторгой) и различным тюремным срокам.

В 1850-е гг. А.И. Герцен, потрясенный революционными событиями в Европе 1848–1849 гг., доработал теорию «русского, или крестьянского, общинного, социализма», согласно которой Россия может миновать порочный капиталистический путь и пойти по пути социализма, взяв за основу сельскую общину, ее опыт коллективизма и самоуправления.

Наряду с «Вольной русской типографией» в Лондоне, детищем которой стал знаменитый журнал «Колокол», другим центром революционных идей стал в Петербурге журнал «Современник», печатавший статьи знаменитых критиков Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. Оба издания обличали крепостнические порядки и репрессивный характер властей, излагали идеи «русского социализма», формируя тот общественный контекст, который сделал возможным поддержку «великих реформ» Александра II следующих десятилетий.

Редакторы «Современника» придерживались более радикальных позиций, чем А.И. Герцен. В отличие от последнего, Н.Г. Чернышевский выступали за необходимость крестьянской социалистической революции и безвозмездное наделение крестьян землей из помещичьих фондов.

В 1870-х гг. новым витком революционной деятельности в России стало движение народничества, развивавшего идеи русского общинного социализма и неизбежной крестьянской революции. Народничество имело три направления, расходившиеся по вопросу о методах борьбы. Пропагандистское направление (руководитель – П.Л. Лавров) преследовало цели агитации и пропаганды. Анархистское направление (руководитель – М.А. Бакунин) призывало к разрушению всех государственных основ царского режима. Заговорщическое направление (руководитель – П.Н. Ткачев) придерживалось тактики террора, совершая покушения на царя и наиболее одиозных чиновников. Именно убийство Александра II 1 марта 1881 г. привело революционное народничество в состояние глубокого кризиса: вместо долгожданной демократизации они добились лишь усиления репрессивной политики и контрреформ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: