При вынужденной остановке поезда на однопутном или двухпутном участке пути, ограждается путь на котором находится поезд. Если машинисту не удержать поезд на автотормозах, то он подает сигнал (---), проводники всех вагонов должны привести в действие ручной тормоз. Если помощь ожидается со стороны хвоста, то ПХВ на расстоянии 800 м укладывает 3 петарды в шахматном порядке на расстоянии 20 м друг от друга. 2 со стороны машиниста, 1 со стороны ПМ. Отходит в сторону своего поезда на 20 м и показывает в сторону ожидаемого поезда "красный". ПХВ не имеет право оставить место ограждения до тех пор, пока его не сменит другой проводник, не прибудет поезд или в случае если необходимость в ограждении отпала, машинист вызывает ПХВ (-). Проводник забирает петарды и возвращается к поезду. Второй проводник находится возле вагона с "красным" пока не вернется проводник с ограждения. Машинист подает (- -), отпускается ручной тормоз.
На участках оборудованных автоблокировкой в обязанности ПХВ входит:
1.1. проверить видимость хвостовых сигналов
1.2. следить за перегоном
1.3. при виде идущего поезда принять меры к его остановке
Если помощь ожидается со стороны головы поезда, то машинист при виде идущего поезда подает сигнал общей тревоги (-...), при плохой видимости включает прожектор.
При вынужденной остановке пассажирского поезда на многопутном участке вследствие схода с рельс, столкновения и т.д., когда необходимо оградить смежный участок пути, на котором появилось препятствие, машинист периодически подает сигнал общей тревоги (-...), а ПХВ и помощник-машиниста на расстоянии 1000 м от головы и хвоста поезда укладывают петарды. ПХВ ограждает оба пути и сам находится на междупутье, а ПМ ограждает только смежный участок пути. В необходимых случаях машинист подает сигнал (---..) "вызов к машинисту работников поезда": ПМ, ЛНП, ПЭМ. На скоростных участках расстояние на котором устанавливаются петарды утверждается начальником дороги. При скорости
до 200 км/ч расстояние от 1800 до 1900 м.