Широкое распространение
получила так называемая экологическая оценка проектов
(экологическая экспертиза), основополагающие требования
к которой содержатся в гл. 5 Федерального закона от 1 О января
2002 г. N!! 7 -ФЗ ~Об охране окружающей cpeды~ (далее -
Закон ~ Об охране окружающей cpeДы~). Здесь указано несколько
видов экологических нормативных требований,
а именно:
1) нормативы предельно допустимых концентраций
(ПДК) вредных химических и биологических веществ, загрязняющих
атмосферный воздух, воды, почвы;
2) нормативы допустимых выбросов (предельно допустимых
выбросов) и допустимых сбросов (предельно допустимых
сбросов) вредных химических веществ, а также вредных
биологических веществ, загрязняющих атмосферный
воздух, воды, почвы;
3) нормативы предельно допустимых уровней шума. вибрации,
магнитных полей и иных вредных физических воздействий,
обеспечивающих сохранение здоровья и трудоспособности
людей, охрану растительного и животного мира,
благоприятную для жизни окружающую природную среду;
|
|
4) нормативы предельно допустимого содержания радиоактивных
веществ в окружающей природной среде и продуктах
питания, предельно допустимого уровня радиационного
облучения населения, не представляющих опасности
для здоровья и генетического фонда человека;
5) предельно допустимые нормы применения агрохимикатов
в сельском хозяйстве, обеспечивающий соблюдение
нормативов предельно допустимых остаточных количеств
химических веществ в продуктах питания;
6) экологические требования к продукции. Они устанавливаются
на новую технику, технологии, материалы, вещества
и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие
на человека и окружающую природную среду. Нормативы
предельно допустимых воздействий должны быть соблюдены
в процессе rrроизводства, хранения, транспортировки и использования
продукции;
7) предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую
природную среду устанавливаются также при формировании
территориально-производственных комплексов,
развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве
и р еконструкции городов с учетом потенциальных
возможностей окружающей среды, необходимости рационального
использования территориальных и природных ресурсов;
8) нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются
для охраны водоемов и иных источников водоснабжения,
курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных
пунктов и других территорий от загрязнения и других вредных
воздействий.
Деклорация промышленной безопасности. Федерал~ный
закон от 21 июля 1997 г. N!! 116-ФЗ ~ O промышленнои без
|
|
опасности опасных производственных объектов~ ввел понятие
on оного произветственного объекта. К опасным отнесены
объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются,
хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие
опасные вещества: воспламеняющиеся в е щества,
окисляющие вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества,
токсичные и высокотоксичные вещества, вещества,
представляющие опасность для окружающей среды; более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более
115·С;
3) используются стационарно установленные грузоподъемные
механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
4) получаются расплавы черных и цветпых металлов
и сплавы на основе этих расплавов;
5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных
ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Вероятность возникновения ЧС на таких объектах необходимо
учитывать как при его проектировании, так и на
всех стадиях последующей эксплуатации.
Декларация определяет безопасность объекта на этапах
его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации.
В нелях обеспечения государственного контроля за
качеством проектов строительства потенциально опасных
объектов установлен перечень таких объектов, а именно:
• ядерно- и (или) радиационно-опасные объекты (атомные
электростанции, исследовательские реакторы, предприятия
ядерно-топливного цикла, хранилища ядерного топлива
и радиационных отходов;
• объекты хране ния и уничтожения химических и других
опасных отходов;
• гидротехнические сооружения 1 и 2-1'0 классов;
• объекты обустройства нефтяных месторождений на
шельфах морей;
• магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с давлением
более 6 мПа;
• крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов
(свыше 20 тыс. т) И изотермические хранилища сжиженых
газов;
• объекты, связанные с производством или переработкой
жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми
свойствами и склонных к спонтанному разложению
с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 т тротила;
• предприятия по открытой и подземной (глубина разработки
свыше 150 М) добыче и переработке (обогащению)
твердых полезных ископаемых;
• тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт;
• морские порты, аэропорты с длиной основной взлетно-
посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели
длинной более 500 м, метрополитены;
• крупные промышленные объекты с численностью работающих
более 1 О тыс. чел.
Оценивая состояние промышленного объекта как вероятного
источника техногенной аварии особо следует обращать
внимание на склонность всех объектов к снижению их
надежности в процессе эксплуатации. Средний уровень износа
инженерных теплокоммуникаций многих городов России
составляет 60%, а около 25% полностью отслужили
свой срок.
Технический регламент - документ, устанавливающий
обязательные для применения и исполнения требования
к объектам технического регулирования (продукции, зданиям,
строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Цель принятия технических регламентов:
• защита жизни или здоровья граждан, имущества физи ческих
или юридических лиц, государственного или муниципального
имущества;
• охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных
и растений;
• предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателе.
Общие технические регламенты принимаются по вопросам
безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений
и безопасного использования прилегающих к ним
те рриторий; пожарной, биологической, экологической,
|
|
ядерной и радиационной безопасности; электромагнитной
совместимости. Требования общего технического регламен та
обязательны для применения и соблюдения в отношении
любых видов продукции, процессов, производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Специальные технические регламенты устанавливают
требования только к тем отдельным видам продукции, процессам
производства, эксплуатации, хранения, перевозки
реализации и утилизации:
• в отношении которых цели, определенные для принятия
технических регламентов, не обеспечиваются требованиями
общих технических регламентов;
• степень риска причинения вреда которыми выше степени
риска причинения вреда, учтенной обшим техническим
регламентом.