Искусство

При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма). На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.), подготовившей Ренессанс. Творчество некоторых художников этого времени (Дж. Фабриано, Чимабуэ, С.Мартини и др.), вполне средневековых по иконографии, проникается более жизнерадостным и светским началом, фигуры приобретают относительный объем. В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность (Н.Пизано). Впервые отчетливо разрыв со средневековыми традициями проявился в конце 13 – первой трети 14 в. во фресках Джотто ди Бондоне, который ввел в живопись чувство трехмерного пространства, писал фигуры более объемными, больше внимание уделял обстановке и, главное, проявил особенный, чуждый экзальтированной готике, реализм в изображении человеческих переживаний.

На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее). Связанное с новым, по сути, светским мировоззрением, выраженным гуманистами, оно утрачивает неразрывную связь с религией, живопись и статуя распространяются за пределы храма. С помощью живописи художник осваивал мир и человека, как они виделись глазу, применяя новый художественный метод (передача трехмерного пространства при помощи перспективы (линейной, воздушной, цветовой), создание иллюзии пластического объема, соблюдение пропорциональности фигур). Интерес к личности, ее индивидуальным чертам сочетался с идеализацией человека, поиском «совершенной красоты». Сюжеты священной истории не ушли из искусства, но отныне их изображение было неразрывно связано с задачей освоения мира и воплощения земного идеала (отсюда так похожи Вакх и Иоанн Креститель Леонардо, Венера и Богоматерь Боттичелли). Ренессансная архитектура утрачивает готическую устремленность к небу, обретает «классическое» равновесие и пропорциональность, соразмерность человеческому телу. Возрождается античная ордерная система, но элементы ордера были не частями конструкции, а декором, украшавшим и традиционные (храм, дворец властей) и новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла).

Родоначальником Раннего Возрождения считается флорентийский живописец Мазаччо, подхвативший традицию Джотто, добившийся почти скульптурной осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф.Липпи, Д.Венециано, П. дела Франческо, А.Паллайоло, А.Мантенья, К.Кривели, С.Боттичелли и многие др.). В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л.Гиберти, Донателло, Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф.Брунеллески, Л.Б.Альберти и др.). Мастера 15 в. (прежде всего Л.Б.Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры.

Около 1500 в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело,Джорджоне, Тициана итальянская живопись и скульптура достигли своей наивысшей точки, вступив в пору Высокого Возрождения. Созданные ими образы совершенно воплощали человеческое достоинство, силу, мудрость, красоту. В живописи была достигнута небывалая пластичность и пространственность. Архитектура достигла своей вершины в творчестве Д.Браманте, Рафаэля, Микеланджело. Уже в 1520-е в искусстве Центральной Италии, в искусстве Венеции в 1530-е, происходят перемены, означавшие наступление Позднего Возрождения. Классический идеал Высокого Возрождения, связанный с гуманизмом 15 в., быстро утратил свое значение, не отвечая новой исторической обстановке (потеря Италией своей независимости) и духовному климату (итальянский гуманизм стал более трезв, даже трагичен). Творчество Микеланджело,Тициана обретает драматическую напряженность, трагизм, иногда доходящий до отчаянья, сложность формального выражения. К Позднему Возрождению можно отнести П.Веронезе, А.Палладио, Я.Тинторетто и др. Реакцией на кризис Высокого Возрождения было возникновение нового художественного течения – маньеризма, с его обостренной субъективностью, манерностью (часто доходящей до вычурности и жеманности), порывистой религиозной одухотворенностью и холодным аллегоризмом (Понтормо, Бронзино, Челлини, Пармиджанино и др.).

В конце ХV - начале ХVI в. Священная Римская империя германской нации (так тогда называлась Германия) оставалась феодальной раздробленной страной. Власть императора не была наследственной, его избирали князья. В этот период в стране быстро развиваются металлообработка, книгопечатание, растет товарность сельского хозяйства. Бюргерство было заинтересовано в создании единого государства, ослаблении феодального гнета, проведении церковной реформы.

В ХV-ХVI вв. католическая церковь превратилась в крупнейшего землевладельца в Германии, владела десятками городов и сел. Из семи князей, которые избирали императора, трое были архиепископами. Политика выбивания денег вызвала в Германии рост недовольства. Толчком к открытой борьбе стало оживление продажи церковью индульгенций - документов об отпущении грехов.


Профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер 31 октября 1517 на дверях церкви вывесил список из 95 пунктов (так называемых «тезисов»), в котором он осуждал продажу индульгенций, распущенность и лень монахов. Лютер считал, что посредничество церкви между богом и человеком не требуется, единственным средством общения с Богом является вера. Впоследствии появился перевод Библии с латыни на немецкий язык. Сторонники Папы Римского и император Карл V требовали от Лютера отречься от своих обличительных высказываний в адрес церкви, на что он ответил: «На этом стою и не могу иначе!». Движение последователей Лютера против церкви вошел в историю под названием Реформации.

Идеи Лютера были восприняты народом не только как требование реформы церкви, но и как призыв к борьбе против феодального гнета вообще. Они спровоцировали массовые выступления, которые переросли в Крестьянской войны 1525 г. под руководством Томаса Мюнцера, которая, однако, закончилась поражением.

Разгром крестьянского восстания способствовал распространению лютеранского учения. На сторону Реформации перешли некоторые немецкие князья, которым импонировал призыв Лютера о ликвидации монастырей и конфискации их земельных владений. За счет этого князья и другие обладатели могли увеличить свое земельную собственность.

В немецком рейхстаге (общеимперском совещательном органе) большинство депутатов были католиками. Они требовали остановить конфискацию земель церкви. Князья - сторонники Лютера - выразили несогласие с этим, после чего их стали называть «протестантами».

Ближайшие сторонники Лютера разработали подробное изложение основ реформированного христианства, предложив форму обрядов лютеранского (протестантского) культа. Эта обрядность была создана согласно буржуазных требований «дешевой церкви». Отменялись внешняя пышность католической церкви, иконопочитание. Торжественное богослужение заменялось проповедью священника (пастора).

В 1555 г. был заключен Аугсбургского мир, согласно которым объявлен суверенитет князей. Каждый князь самостоятельно определял религию своих подчиненных. Был провозглашен принцип «Чья страна, того и вера».

Окончание Средневековья ознаменовалось ростом значения централизованного государственного управления. Яркими примерами этого роста служат завершение феодальных междоусобиц — таких как Война Алой и Белой Розы в Англии, объединение регионов — Арагон и Кастилия в Испании.

Каравелла — символ Великих географических открытий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: