Преимуществами способа является высокая точность, так как углы измеряют с помощью секстана с точностью до 0,2º, а также отсутствие необходимости применять какие-либо технические средства навигации.
Недостатками являются сравнительно высокая трудоёмкость, необходимость иметь в видимости судна не менее трёх ориентиров, что бывает не всегда, и наличие случаев неопределённости.
Порядок выполнения наблюдений.
Подобрать и опознать хорошо видимые, обозначенные на карте три ориентира. Желательно, чтобы ориентиры располагались как можно ближе к одной горизонтальной плоскости, и ближе к плоскости горизонта наблюдателя.
Подготовить секстан, определить поправки.
Измерить три угла между направлениями на три ориентира по схеме, как показано на нижеприведённом рисунке.
Зафиксировать момент Т и отсчёт лага ОЛ измерения второго угла.
Два измерения первого угла усреднить:
ОС1ср = (ОС1 + ОС3)/2.
Повторное измерение первого угла с последующим усреднением является одним из методов приведения измерений к одному моменту, и делается для повышения точности обсервации. Для повышения точности можно также измерять два угла одновременно двум судоводителям, прижавшись друг к другу спиной, по сигналу.
Отсчёты секстана исправить поправкой:
α = ОС1ср + (i + s);
β = ОС2 + (i + s).
Нанести на линии пути счислимое место судна на момент измерения второго угла.
Нанести обсервованное место судна, снять обсервованные координаты, невязку и записать в судовой журнал (образец):
17 40, ОЛ = 22,8, Мк Немецкий – ОС1= 76º32,5΄- ог. Лазарь - ОС2 = 30º11,3΄- Мк Цыпнаволокский, i+ s = +7,0΄. φо = 69º55,6΄N; λо=30º52,6΄Е;
С = 25º-0,8 мили.
Нанесение обсервованного
места судна на карту.
Графический метод. Для нанесения обсервованной точки на карту при визуальных методах обсерваций необходимо прокладывать изолинии. Изолинией горизонтального угла является окружность, которая проходит через два ориентира и вмещает измеренный угол. Для построения окружности с помощью циркуля необходимо знать центр этой окружности. Графический метод заключается в нахождении центра вмещающей окружности.
Порядок работы.
Через середины отрезков, соединяющих ориентиры, АВ и BD, провести перпендикуляры.
У левого ориентира, А, построить угол, равный 90º - α. В пересечении стороны этого угла с перпендикуляром, проходящим через середину отрезка АВ, получим центр, О1, вмещающей окружности, являющейся изолинией горизонтального угла α.
У правого ориентира, D, построить угол, равный 90º - β. В пересечении стороны этого угла с перпендикуляром, проходящим через середину отрезка ВD, получим центр, О2, вмещающей окружности, являющейся изолинией горизонтального угла β.
Если угол α или β меньше 90º, то сторона угла 90º - α или 90º - β пройдёт в сторону моря. Если же угол α или β больше 90º, то сторона угла 90º - α или 90º - β пройдёт в сторону берега (на вышеприведённом рисунке α<90º, β >90º).
Чертёжным циркулем провести окружноссти. Из центра О1 – через точки А и В, а из центра О2 – через точки В и D.
Изолинии пересекутся в двух точках, одна из которых, В, средний ориентир, а другая, С, - обсервованное место судна.
Обсервованное место судна можно нанести на карту с помощью протрактора. Протрактор состоит из трёх линеек и круговой шкалы. Центральная линейка неподвижна относительно шкалы, а левая и правая поворачиваются, и устанавливаются на углы α и β. Затем три линейки совмещаются с ориентирами на карте, между которыми измерялись углы, и в центре круговой шкалы отмечается обсервованная точка.
Обсервованную точку можно нанести на карту с помощью кальки. Для этого на листе кальки наносится точка с, из которой проводятся три луча, а, b и d, под углами α и β.
Затем калька накладывается на карту, линии a, b и d совмещаются с ориентирами А, В и D, между которыми измерялись углы. В точке с делается прокол, в результате получаем обсервованную точку.
Случай неопределённости
Если все три ориентира и судно находятся приблизительно на одной окружности, то место судна определить невозможно – это, так называемый, случай неопределённости.
Признак случая неопределённости:
α + β + ω ≈ 180º.
где α и β – горизонтальные углы между ориентирами;
ω – угол при среднем ориентире.
Для исключения случая неопределённости необходимо правильно подбирать ориентиры для обсервации. Неопределённость не возникает, если ориентиры расположены, относительно судна следующим образом.
1. Ориентиры расположены приблизительно на одной прямой:
2. Средний ориентир расположен ближе к судну, чем крайние:
3. Судно находится внутри треугольника, вершинами которого являются ориентиры: