и течения

Счисление пути судна при

одновре­менном учете дрейфа

и течения

Судно с работающими движителями при от­сутствии ветра и течения перемещается по ли­нии ИК, а судно, на которое воздействует ветер, по линии ПУα.

Если на судно одновременно воздействует ве­тер и течение, то оно перемещается по линии ПУс.

Направление движения судна при одновремен­ном воздействии на него ветра и течения опреде­ля­ется углом ПУс.

ПУс = ИК + α + β;

ПУс = ИК + с;

где с = α + β - суммарный угол сноса.

При ведении графического счисления с одно­временным учётом дрейфа и течения, в зависи­мости от обстоятельств решают либо прямую задачу, когда задан КК, а требуется рассчитать ПУс, либо обратную, когда задан ПУс, а требу­ется рассчитать КК.

Если на судне установлен относительный лаг, то есть лаг, измеряющий скорость относи­тельно воды, то задача по учёту дрейфа реша­ется аналитически, а по учёту течения графиче­ски путём построения на карте скоростного треугольника, сторонами которого являются векторы:

Vл – скорости судна относительно воды;

VТ – скорости течения;

V - скорости судна относительно грунта.

При ведении графического счисления с одно­временным учётом дрейфа и течения необходимо знать величину угла дрейфа α, направление тече­ния КТ, и скорость течения VТ.

Прямая задача (задан КК)

Нанести на карту исходную точку счисления, указать возле неё момент начала движения Т1 и отсчет лага ОЛ1. Компасный курс исправить и рассчитать путевой угол при дрейфе ПУα

При управлении судном по магнитному ком­пасу:

ПУα = ККмк + (±δ) + (±d) + (±α),

где ±δ – девиация (из таблицы девиации);

±d – магнитное склонение (с карты);

±α – угол дрейфа.

При управлении судном по гирокомпасу:

ПУα = ГКК + (±ΔГК) + (±α),

где ±ΔГК – поправка гирокомпаса.

От исходной точки Т1 проложить линию ПУα.

По линии ПУα от исходной точки Т1 в прием­лемом масштабе циркулем-измерителем отло-жить Vл (точка а).

От точки а проложить прямую по направле­нию КТ.

По линии КТ от точки а отложить VТ в таком же масштабе как и Vл (точка b).

Провести прямую от исходной точки Т1 через точку b, получим линию ПУс.

Транспортиром измерить величину ПУс.

Чтобы определить счислимое место судна в любой момент (изменение курса, обсервация и др.), необходимо зафиксировать этот момент Т2

и отсчёт лага ОЛ2. Рассчитать расстояние, пройденное судном по данному направлению:

Sл = (ОЛ2 – ОЛ1)Кл,

где Кл – коэффициент лага.

На линии ПУα с помощью измерительного цир­куля отложить от исходной точки величину Sл, сняв её с боковой рамки карты на широте линии ПУα, получим точку а.

Точку а по направлению КТ перенести на линию ПУс, получим точку b, которая и является счис­лимым местом судна в момент Т2.

Обратная задача (задан ПУс)

Нанести на карту исходную точку счисления, указать возле неё момент начала движения Т1 и отсчет лага ОЛ1.

От исходной точки Т1 проложить линию ПУс.

От исходной точки Т1 проложить линию КТ.

Измерительным циркулем взять с боковой рамки карты Vл в таком же масштабе как и VТ.

Не меняя раствора циркуля, поставить одну ножку в точку b, а вторую на линию ПУс, полу­чим точку а.

Линия, проходящая через точки b и а, парал­лельна линии ПУα. С помощью параллельной ли­нейки проложить из исходной точки Т1 прямую, параллельную bа, получим Линию ПУα.

Транспортиром измерить ПУα.

По линии КТ от исходной точки Т1 в приемле­мом масштабе отложить VТ (точка b).

Рассчитать ИК, перевести его в компасный и задать рулевому.

При управлении судном по магнитному ком­пасу:

ККмк = ПУα - (±α) - (±d) - (±δ).

Девиация выбирается из таблицы девиации по магнитному курсу

МК = ИК - (±d),

а затем уточняется по ККмк.

При управлении судном по гирокомпасу

ГКК = ПУα - (±α) - (±ΔГК).

Методика определения счислимого места ана­логична прямой задаче.

Оформление прокладки

Угол сноса на течении β определяется как раз­ность:

±β = ПУс – ПУα.

Угол сноса на течении β имеет знак +, если те­чение действует в левый борт и -, если в пра­вый.

Суммарный угол сноса с определяется как раз­ность:

±с = ПУс – ИК.

Контроль:

±с = (±α) + (±β).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: