Классическое международное право

Английская буржуазная революция, сопровождаемая гражданскими войнами (1642-1649 гг.), дала толчок к возникновению других буржуазных революций ХVIII в. в странах Западной Европы и Северной Америки. Это привело к новым буржуазным международным отношениям, а значит, и к качественному преобразованию международного права.

Подписанный 24 октября 1648 г. Вестфальский трактат (первый дипломатический конгресс) сформулировал новые, ранее не существовавшие международно-правовые принципы, ставшие доминирующими почти на два последующих столетия: политического равновесия, независимости светской власти от власти духовной, равенства государств. Он также сформулировал декларативную теорию признания, предусмотрел применение коллективных санкций против агрессоров, мирные средства разрешения споров, внес изменения в правовой режим рек, трансформировал статус консулов и т. д. Трактат подготовил переход к качественно новому периоду в развитии международного права.

Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся с 1648 по 1919 годы и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется классическим международным правом. Основные черты этого периода следующие:

1) договор становится главным источником норм международного права;

2) демократизация международного права;

3) колониализм;

4) война как нежелательный, но в целом законный способ разрешения международных разногласий.

Международному праву Средних веков не были широко известны демократические принципы. Такими принципами являлись народный суверенитет, суверенное равенство государств, невмешательство во внутренние дела государств, неприкосновенность государственной территории, принцип взаимности, свободы речного торгового судоходства и др. При капиталистическом укладе жизни эти принципы становятся неотъемлемой ее частью и находят свое отражение в Декларации независимости США 1776 г., Конституции США 1787 г., актах Французской революции 1789 г. (Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Декларация международного права 1795 г., Конституции 1791 и 1793 гг. и др.).

Рост количества международных договоров связан, конечно же, с образованием капиталистического мирового рынка, торговли, технических международных связей. Появились первые специализированные международные организации, ведающие отдельными вопросами: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный почтовый союз (1874 г.), Международный железнодорожный союз (1886 г.) и др. Начали заключаться специальные договоры, которые позволяли устанавливать правовой режим важнейших морских каналов и проливов (Бульвер-Клейтоновская конвенция 1850 Г., заключенная между Англией и США о правовом режиме будущего Панамского канала и др.)

Получил повсеместное признание принцип свободы открытого моря. Установилось и понятие территориального моря. Оно в соответствии с предложением голландского ученого К. Бинкерсгука, сделанным им в 1702 г., стало пониматься как часть Мирового океана, примыкающая к прибрежному государству на расстоянии пушечного выстрела. Практика международной жизни свела это предложение к 3-х мильной полосе, считая от линии наибольшего отлива.

Международный договор постепенно становится главным источником международного права. Структура большинства международных договоров трехзвенная: преамбула, основные положения, заключительная часть. Нередко появляются приложения к договорам. Основными способами обеспечения договоров являлись различные международные гарантии и поручительства в отличие от существовавших ранее дачи клятв, взятия заложников, поручительств пап римских и др.

В качестве важнейшего элемента международной правосубъектности, как и раньше, оставалось право государств на войну. Осуждение войны носило лишь моральный характер. Юридического запрещения войны не было. Все государства склонны были считать войну нежелательным явлением. Но если иные мирные средства разрешения споров не давали результатов, государства могли обратиться к войне. Международные соглашения той эпохи содержали формулировки типа «государства, прежде чем начать войну, должны использовать все мирные средства разрешения споров.) Но все это было лишь рекомендациями, обращенными к государствам. Государства могли следовать им, могли и не следовать. По-прежнему война прекращала действие всех договоров между государствами - участниками войны.

В области кодификации законов и обычаев войны были сделаны дальнейшие шаги к гуманности. Большой вклад в это дело внесла Россия (Женевская конвенция о режиме раненых и больных 1864 г., Петербургская декларация о запрещении употребления разрывных пуль 1868 г., Гаагские конвенции о законах и обычаях войны 1899 и 1907 п.). В них отмечалось, что военные действия должны вестись только против комбатантов (сражающихся). Воюющие обязаны заботиться о больных и раненых неприятеля. Важнейшим итогом Гаагских конференций 1899 и 1907 гг. явилось принятие серии документов, завершивших в своей основе международную кодификацию законов и обычаев войны. Инициатива в этом вопросе принадлежала России. Бремя практической деятельности выпало на долю профессора Санкт-Петербургского университета Ф: Ф. Мартенса, являвшегося душой конференций и их центральной фигурой. Основу решений Гаагских конференций составляли положения Брюссельской декларации о законах и обычаях войны 1874 г., проект которой был написан Ф. Ф. Мартенсом и без существенных поправок одобрен. Декларация, хотя и не вступила в силу, являлась наиболее авторитетным сводом обычного права ведения сухопутной войны в XIX в.

Многосторонние договоры эпохи капиталистических преобразований становятся открытыми и предоставляют возможность присоединения к ним новых государств. Особую известность Ф. Ф. Мартенсу принесло участие в качестве суперарбитра в Парижском международном третейском трибунале 1899 г., в котором был рассмотрен спор между Англией и США по поводу границ Венесуэлы. Правила процедуры, разработанные и предложенные трибуналу Ф. Ф. Мартенсом, были затем закреплены Гаагской конвенцией о мирном решении международных столкновений 1899 г. В основу Конвенции был положен русский проект, написанный Ф. Ф. Мартенсом. Помимо кодекса международного арбитражного судопроизводства в нем также предлагал ось учреждение неведомых ранее международному праву следственных комиссий для предупреждения развития возникшего межгосударственного столкновения. Разработка положений проекта, а также закрепление их Гаагской конференцией - исключительная заслуга Ф. Ф. Mаpтeнca. На основе следственных комиссий возникли согласительные комиссии, а еще позднее, в 20-е годы, практикой СССР был создан институт пограничных комиссаров (уполномоченных).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: