Характеристика психологических направлений в классической русской философии: представления и понятия (человек, личность, душа, дух, Я и др.)

Человек. Представление о человеке трактует последнего как вершину творения. Согласно В. С. Соловьеву, совершенный человек явился в Христе, втором Адаме. В самом же человечестве разделяется два уровня

развития: природный и божественный. Для теории и практики психологической помощи чрезвычайную ценность имеют представления и идеи русской классической философии от П. Д. Юркевича до Б. П. Вышеславцева. Человек только тогда живет полноценной жизнью, когда его жизнь соответствует возвышенной идее

совестливого, добродетельного, ответственного, свободного, богоподобного бытия. Личность. В русской классической философии понятие “ личность ”, возникло из представлений о частном лице, выработанных еще в римском праве. Согласно основным идеям римского права — для человека любые желания существенны не сами по себе, не потому, что они есть), а только в силу того, что они оправданы, санкционированы идеей общего добра, общего права, справедливости. Еще в 1860 г. П. Д. Юркевич писал, что идея достоинства человеческой личности неразделима с идеейцел и, в достижении которой человек находит не только удовлетворение, но и совершенство. Понятие “личность” тесно связано с целым рядом сопряженных, смежных понятий, первым в этом ряду, безусловно, является

понятие “ душа ”. Душа. Как известно, душа, по Аристотелю, первое начало формы физического тела, имеющего жизнь. На разных иерархических уровнях жизни (от “растительной” и “животной ” души Аристотеля до высших личностных и надличностных форм духовности) термин “душа” в русской философии выступал как могущественная метафора, обозначающая некую потенциальную бесконечность сокровенного бытия. Дух. Предельно широкое по смыслу и глубине слово “дух” встречается уже на первых страницах Библии в своих двух определениях: Дух Божий и дух

человеческий. В русской философии понятие “дух” и образованное от него понятие “духовный ” сохраняли свою двоякость. Соответственно “духовность” и “духовный” означают исходящий от Бога, Боговдохновенный, Богодухновенный, Божественный. В другом, более широком смысле, дух и духовность понимаются и трактуются как человеческая сущность, способности прикоснуться к превышающим его нетленным реальностям истины, добра, красоты, Бога. Таким образом, понятия “дух”, “духовность” для психолога психотерапевта есть далеко не отвлеченные понятия, а непосредственная практика работы в многообразных пределах его глубины и содержания. Самость. Трудно переоценить значимость и смысл понятия “самость” для практики психологической помощи, где часто человек оказывается в ситуации, когда разрушена его личность, когда он в смятении и страдает от душевной

боли. Самостьсимвол бездонной глубины личностного. “Я”. Несомненно, что понятие “Я” — центральное в ряду понятий, соотносимых с личностью. прямой профессиональный долг психолога психотерапевта состоит не в том, чтобы снисходить к клиенту, а наоборот, чтобы вместе с ним восходить к “Я”, которое есть место встречи, средоточие высших ценностей личности и человека. Личностное бытие. Тесно связанное с понятием “ личность ”, фактически выступая расширенным и углубленным синонимом последнего, означенную со стороны активности, утверждением себя личностью в бытии как его участника, деятеля. Опыт. Опыт, таким образом, есть неотъемлемое личностное достояние, достояние экзистенциальное, интеллектуальное, душевное и духовное, обретенное ценой собственного, “моего”, “личного” проживания жизни. Общение и встреча. Центральными для психолога все же являются в отечественной философии работы М. М. Бахтина и С. Л. Франка. Для М. М. Бахтина общение есть прежде всего диалог, уходящий корнями, в бинарное субъект объектное отношение. Встреча — понятие, тесно связанное с общением, обозначающее у М. М. Бахтина, обретение личностно

го знания о неведомом в себе. (Со) переживание. По М. М. Бахтину, переживание проявляется как вживание в Другого, его страдания и категории, как моя реакция на него. Самосознание. Традиционное в философии и психологии понятие “самосознание” в русской классической философии изначально понималось как “ знание знания ”, как способность выносить нравственную оценку о самом себе — как совесть. Культура. Вообще следует признать, что в понятии “культура” в русской философской мысли подчеркивается именно момент творчества, способ бытия, динамики жизни, связь различных проявлений человеческой деятельности”. “Деятельность” — восходящее еще к Платону и Аристотелю. Стало одним из определяющих в отношении способа бытия человека и личности как противоположность пассивности. “Орудие”, “орган” и “символ” — понятия, которые отражают динамику

воззрений на процесс осуществления деятельности творчества и вместе с тем на природу самого субъекта деятельности. Поступок. Причастность к миру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: